Президиум РАН постановил присудить золотую медаль имени Я.Б. Зельдовича академику Рашиду Алиевичу Сюняеву за серию работ (в соавторстве с Я.Б. Зельдовичем) «Предсказание существования и определение параметров двух важных этапов эволюции Вселенной — (1) поверхности последнего рассеяния фотонов и (2) чернотельной фотосферы Вселенной, а также неизбежных отклонений спектра реликтового излучения от планковского». Об этом сообщает пресс-служба Института космических исследований РАН.

Рашид Сюняев родился в 1943 году в Ташкенте в семье ссыльных. Поступил в МФТИ, где ему посчастливилось заполучить в научные руководители Якова Зельдовича — он тогда работал в Институте прикладной математики АН СССР. Будущий академик благополучно защитил диплом и кандидатскую диссертацию, и с этого начались 22 года сотрудничества, которые оказали огромное влияние на Сюняева и сформировали его как ученого. В 1974 году Зельдовича и Сюняева пригласили создать отдел астрофизики высоких энергий в Институте космических исследований РАН. Академик Сюняев работает в этом отделе по сей день.

Прорывные работы, выполненные Рашидом Сюняевым, принесли ему мировую славу и вошли во все учебники по астрофизике. Это прежде всего стандартная теория дисковой аккреции на черные дыры и нейтронные звезды (Шакура и Сюняев, 1973, 1976), формула Сюняева-Титарчука (1980) для спектра излучения, формирующегося при комптонизации низкочастотных фотонов в горячей плазме, эффект Сюняева-Зельдовича (1972), используемый в наблюдательной космологии.

Как поясняет пресс-служба ИКИ РАН, работы, послужившие поводом для вручения именной золотой медали РАН, выполнены Р.А. Сюняевым совместно с Я.Б. Зельдовичем в 1970 году. Это статьи «Мелкомасштабные флуктуации реликтового излучения», опубликованной в журнале «Astrophysics and Space Science» (т. 7, стр. 3–19), «Взаимодействие вещества и излучения в горячей модели Вселенной, II», опубликованной в журнале «Astrophysics and Space Science» (т. 7, стр. 20), а также статья об «эффекте Сюняева-Зельдовича» в журнале «Comments on Astrophysics and Space Physics» (т. 2, стр. 66). Вычисления в этих работах выполнены с большой точность и позже были экспериментально проверены и подтверждены.

В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения Я.Б. Зельдовича, о чем рассказывал портал Научная Россия (см. также статью «Память о таких людях — это и есть научная школа»). В честь этого юбилея Академия наук учредила именную золотую медаль, которую вручают российским ученым за выдающиеся работы в области физики и астрофизики.