С античных времен и на много веков вперед наука оставалось закрытой для женщин. Как бы они ни интересовались физикой, химией или математикой, обучаться в учебных заведениях, а уж тем более, преподавать, женщины не могли. Так было и с астрономией, которая считалось уделом мужчин. Все потому что для проведения наблюдений нужно было долгое время находиться на свежем воздухе, и, конечно, далеко не всегда в светлое и теплое время суток. Использовались приборы и проводились трудоемкие измерения со сложными однообразными вычислениями. Поэтому считалось, что такое под силу лишь мужчинам. Шло время, и сейчас известно множество фактов, которые свидетельствуют о женском участии в "звездной" сфере. Это еще раз доказывает, что наукой может заниматься тот, кто хочет, вне зависимости от пола. Сегодня расскажем о  женщинах-астрономах разных времен.

Звездный каталог

17 век славится своими научными открытиями. И, конечно, не женскими. Но это не значит, что они не участвовали в исследованиях.

Тягу было не сломить никакими запретами и ограничениями, поэтому часто женщины были помощницами для своих «ученых мужей».  Так сделала и Елизавета-Маргарита Гевелий (1647 - 1693). Ее муж, Ян Гевелий (J. Hevelius, 1611 - 1687), в свободное от работы время увлекался астрономией и, отчаявшись найти ассистента, обратился к своей жене. С 1652 года они начали наблюдения за звездами, чтобы создать полный каталог. И им удалось собрать достаточно данных, но в 1679 году их большую часть уничтожил пожар.

В 1687 году Гевелий умер, оставив незавершенные труды - Prodromus Astronomiae (Предвестник астрономии) и Firmamentum Sobiescianum. Его дело оказалось в руках исследовательницы. Последнюю работу она посвятила польскому королю Яну Собесскому. Сейчас она называется «Уранография». Елизавета-Маргарита в честь короля назвала новое созвездие – Щит Собесского (ныне просто Щит). Результатом работы стал каталог, который насчитывал 1564 звезды. Он стал самым полным и актуальным из всех существующих на тот момент. Более того, ученые составили его даже без использования телескопа.

Лунная карта

В 1676 году в Нюрнберге, где на тот момент ослаб интерес к астрономии, родилась Клара Эймарт (Maria Clara Eimmart). Ее отец, Георг  Кристоф  Эймарт,  был директором Художественной академии, но при этом интересовался астрономией. Поэтому он построил обсерваторию, которая начала работать в 1691 году. Там Эймарт проводил регулярные наблюдения Солнца, Луны, затмений, зодиакального света и комет. И даже построил несколько телескопов.

Свою страсть к астрономии он передал дочери. Клара училась в Академии отца и участвовала в наблюдениях. Удивительным образом она соединила свою художественные навыки и астрономию, и в 1693-98 годах создала около 350 зарисовок Луны, стремясь сделать карту ее поверхности.

Астрономия - это призвание

Вильямина Флеминг (Williamina Paton Stevens Fleming) прошла путь от горничной до члена  Королевского астрономического общества. Началась все с того, что в 1881 году на должность секретаря в Гарвардскую обсерваторию ее устроил профессор Эдуард Пикеринг. Но Флеминг доказала, что может выполнять задачи поважнее. Она создала систему классификации звезд по виду их спектра, полученного при прохождении света звезды через призму. Этот метод помог ей составить каталог более чем 10000 звезд. На это ушло около девяти лет. В 1890 году работа была опубликована в виде книги  «Каталог звездных спектров Генри Дрэпера».
Со временем обязанностей Вильямины Флеминг становилось все больше - она редактировала обсерваторские публикации, а вскоре стала руководителем группы молодых женщин, которые проводили вычисления (сейчас это делают компьютеры). Безупречное выполнение обязанностей не оставило сомнений руководству для передачи Флеминг важной миссии - стать хранителем архива фотопластинок. Для астрономов собрание фотографий звездного неба бесценно. Это был первый в истории случай, когда такую высокую должность заняла женщина.  На этом карьерные успехи астронома не закончились.

В 1906 году ее избрали в лондонское Королевское астрономическое общество. И здесь Вильямина Флеминг стала первой женщиной из Америки, которой удалось достичь таких высот. После этого началась публикация ее работ: в 1907 году - исследование открытых на фотопластинках 222 переменных звезд, в 1910 году – работа об открытии «белых карликов», маленьких, но очень горячих и плотных звезд белого цвета. А в 1912 году свет увидела ее важная работа «Звезды с пекулярными спектрами».

Малые планеты - большие открытия

Российская исследовательница Людмила Ивановна Черных на протяжении всей жизни занималась астронаблюдениями - открывала малые планеты, астероиды.

Она окончила Иркутский государственный педагогический университет, а затем работала и делала научные открытия в Крымской астрофизической обсерватории. Работа была непростой и требовала полной отдачи сил. Наблюдения приходилось проводить ночью, которые и в Крыму бывают довольно холодными.

Людмила Ивановна, будучи опытным специалистом, определила многие тысячи точных положений астероидов.

По данным Центра «Малых планет», за все время своей карьеры исследовательница обнаружила 267 малых планет. Большинство из них были сделаны с участием мужа Николая Черныха. Их двоих объединяла любовь к небу. Известными открытиями Людмилы Ивановны стали астероиды : 1772 Гагарин, 1855 Королёв, 2142 Ландау, 2212 Гефест и астероид 2127 Таня, который получил свое имя в честь Тани Савичевой (девочка, не пережившая блокаду Ленинграда, которая оставила дневник-хронику).
В честь супружеской пары Черных был назван астероид 2325 Черных, который открыл в 1979 чехословацкий астроном А. Мркос.

Фото на странице: Jaredd Craig / Фотобанк Unsplash