Группа ученых под руководством Эмануэлы Кристиани (Emanuela Cristiani) из Макдональдского института археологии при Кембриджском университете (Великобритания) проанализировала зубной камень на останках ископаемых людей, обнаруженных на стоянке у реки Власак (Дунайское ущелье, Румыния). Они датируются эпохой позднего мезолита (ок. 6600–6450 до н.э.) и переходным периодом от мезолита к неолиту (6200–5900 гг. до н.э.). Исследователи пришли к выводу, что люди в этом регионе питались культурными злаками уже около 6600 лет до н.э., что почти на полтысячелетия раньше, чем считалось ранее. О результатах работы рассказывает пресс-релиз Кембриджского университета.

Человеческие останки на стоянке Власк были обнаружены в 2009 году Душаном Бориком (Dusan Boric) из Кардиффского университета (Великобритания). Ученые рассказывают, что отложение зубного камня заканчивается со смертью человека. Поэтому минеральные бляшки на ископаемых зубах несут уникальную информацию о его пищевых пристрастиях и образе жизни.

«Микроскопические окаменелости прямо указывают на то, что растительные продукты были важным источником питания в эпоху мезолита. Что еще более важно, они показывают, что культурные растения были введены на Балканы независимо от остальной части неолитических новинок, таких как одомашненные животные и артефакты, которые сопровождали приход фермерских общин в этот регион», — сказал профессор Кристиани.

Археологи используют понятие «неолитического пакета» для обозначения группы элементов культуры, которые появляются в раннем неолите в поселениях Юго-Восточной Европы: керамики, одомашненных животных, культурных виды растений, каменного фундамента и деревянных домов.

Результаты нового исследования говорят, о том, что само понятие «неолитического пакета», возможно, придется пересмотреть. Образцы зубного камня также были взяты из трех ранненеолитических (ок. 5900-5700 до н.э.) женских погребений со стоянки Лепенский Вир, расположенной примерно в 3 км вверх по течению р. Власак. Несмотря на то, что рацион людей, населявших этот регион, в основном состоял из белковой пищи, а также дикорастущего овса и гороха. Однако в образцах обнаружены и следы крахмала, типичного для домашней пшеницы и ячменя. Их появление в мезолитическом обществе, вероятно, объясняется контактами местных жителей и первых неолитических общин.

Читайте также на портале Научная Россия о том, что появлению сельского хозяйства в Северной Америке предшествовал рост населения.

[Фото: Dušan Bori]