Венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры Эрнё Рубик известен во всем мире благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам, среди которых знаменитый кубик Рубика. Эта механическая головоломка, изобретённая в 1974 году, считается лидером среди игрушек по общему количеству продаж. По всему миру было продано более 450 миллионов кубиков Рубика.

Изначально головоломка называлась «Магический куб». По-прежнему распространено первоначальное наименование только в венгерском, немецком, португальском и китайском языках. В то время, как современное название «кубик Рубика» принято в большинстве языков мира.

Несмотря на то, что кубик Рубика достиг своего пика популярности в прошлом веке в 1980-х годах, он все еще широко известен и интересен любителям головоломок. С 2003 года Всемирная Ассоциация кубиков, международный руководящий орган кубика Рубика, организует соревнования по всему миру и отслеживает мировые рекорды. Однако еще в 1982 году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира по собиранию кубика Рубика на скорость. В январе 2018 года специалист по робототехнике Бен Кац (Ben Katz) и разработчик программного обеспечения Джаред Ди Карло (Jared Di Carlo) создали робота, который способен собрать кубик Рубика за 0,38 секунды.

Так, как же была придумана легендарная головоломка?

С 1971 по 1979 год, Рубик был профессором архитектуры в Будапештском институте прикладного искусства. Именно во время своего пребывания там он построил конструкции для трехмерной головоломки и завершил первый рабочий прототип куба Рубика в 1974 году, подав заявку на патент на головоломку в 1975 году. В интервью CNN Рубик признался:

«Пространство всегда интриговало меня своими невероятно богатыми возможностями: изменением пространства (архитектурными) объектами, трансформацией объектов в пространстве (скульптура, дизайн), движением в пространстве и во времени, их соотношением, их воздействием на человечество, отношением человека к пространству, объекту и времени. Я думаю, что куб возник именно из этого интереса».

Хотя широко известно, что куб был создан изобретателем как учебное пособие, чтобы помочь его ученикам понять математическую теорию групп, его фактической целью было решение структурной проблемы перемещения частей независимо друг от друга без развала всего механизма. Он не понимал, что создал головоломку, пока в первый раз не разобрал свой новый куб, а затем попытался восстановить его.

Процесс от раннего прототипа до значительного массового производства куба занял более шести лет. Так, международный дебют кубика состоялся в 1980 году. Кубик Рубика завоевал несколько наград за лучшее изобретение и стал одним из основных продуктов популярной культуры 1980-х годов. Уже к этому времени кубик Рубика был продан по всему миру в количестве более 100 миллионов экземпляров. Из-за дефицита головоломки стали производиться подделки в самых разных странах.

В СССР кубик пришёл в 1981 году. Согласно неофициальным данным, права на выпуск игрушки стоили стране 3 миллиона долларов. Официальная цена кубика в СССР была 4,5 рубля, и головоломка быстро стала дефицитом. Так, в Советском Союзе в журнале «Юный техник» № 7 за 1982 год были опубликованы чертежи для самостоятельного изготовления кубика. Они отличались от известной нам конструкции и были рассчитаны на компоненты из дерева.

В мире опубликовано больше 60 книг, описывающих, как решить головоломку кубика Рубика. Существует даже математика кубика Рубика — совокупность математических методов для изучения свойств кубика Рубика с абстрактно-математической точки зрения. Это направление математики, основанное на теории графов, теории групп, теории вычислимости и комбинаторике, исследует алгоритмы сборки кубика и оценивает их. Придумано множество алгоритмов для перевода кубика Рубика из произвольной конфигурации в собранный куб. В 2010 г. строго доказано, что для решения головоломки требуется не более чем 20 поворотов граней. Это число — диаметр графа Кэли группы кубика Рубика. Позже, в 2014 году было доказано, что для сборки кубика Рубика только с помощью поворотов граней на 90° всегда достаточно 26 ходов. Алгоритм, который решает головоломку за минимально возможное количество ходов, называют алгоритмом Бога.

В интервью «АфишаDaily» Рубик заявил, что решение в головоломке не всегда является целью:

«Не хочу расстраивать, но скорее нет. Вообще, решение в головоломке не всегда является целью. Мне с детства нравился процесс разгадывания, не результат. Скажем, я люблю шахматы, но не игру, а шахматные задачи. Или кроссворд: интереснее же решать его, а не заполнить все ячейки буквами и получить бесполезный далее листок. Вообще, это, конечно, вопрос личных челленджей: или вы хотите просто расслабиться, или найти действительно интересную задачку».

В числе других знаменитых головоломок изобретателя:

Змейка Рубика представляет собой 24 шарнирно соединённых между собой призмы в прямоугольном сечении. Цель состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и прочих ассоциативных вещей.

Шар Рубика представляет собой вращающиеся на осях три прозрачные сферы, находящиеся одна в другой. Внутри центральной сферы — 6 цветных шаров. Задача заключается в том, чтобы через отверстия в сферах довести каждый шар до гнезда с соответствующим цветом, расположенного на внешней сфере.

Волшебные кольца – механическая головоломка, состоящая из двух колец, соединённых в форме восьмерки. Кольца заполнены цветными (всего от 2 до 4 цветов) шариками, которые могут свободно перемещаться в кольцах. Цель – перейти в целевую конфигурацию, в которой 11 синих, 11 красных и 12 жёлтых шариков расположены так, что внутренние секции и пересечения жёлтые, одна из внешних секций красная, а другая — синяя.

Часы Рубика представляют собой двусторонний диск синего цвета, толщиной 2 см, на обеих сторонах которого расположено по девять циферблатов часов, каждый из 18 циферблатов имеет только часовую стрелку. По углам головоломки расположены колёсики, с помощью которых можно вращать стрелки. Задача – одновременно установить на всех девяти циферблатах на обеих сторонах одно и то же время — 12 часов.

В одном из интервью Эрнё Рубик перечислил несколько выдающихся личностей, которые оказали на него большое влияние своей работой. Среди них Леонардо да Винчи, которого Рубик считает человеком эпохи Возрождения; Микеланджело, которого он уважает как эрудита, художника и скульптора; и художник М. К. Эшер, который мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии. Говоря о философах и писателях, Рубик восхищается Вольтером, Стендалем, Томасом Манном, Жан-Полем Сартром, венгерским поэтом Аттилой Йожефом, Жюлем Верном и Айзеком Азимовым. В области архитектуры Рубик является поклонником Фрэнка Ллойда Райта и Ле Корбюзье.

Большая часть недавних работ изобретателя связана с продвижением науки в образовании. Рубик сотрудничает с несколькими организациями, такими как «Beyond Rubik's Cube», «The Rubik Learning Initiative» и Фонд Джудит Полгар, целью которых является вовлечение студентов в науку, математику.

Однако меценатством в области продвижения науки Рубик активно увлекся еще  в 1983 году. Он передал государству 7 миллионов форинтов (часть доходов от реализации «кубика») на организацию и деятельность специального фонда содействия внедрению изобретений граждан Венгрии. А в 1987 году изобретатель основал собственную венгерскую техническую академию, при которой был создан международный фонд Рубика для поддержки особенно талантливых молодых изобретателей.

Иллюстрация: lucadp / ru.123rf.com

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников