Международный коллектив учёных под руководством профессора факультета фундаментальной медицины МГУ, заведующего лабораторией белков гормональной регуляции ИБХ РАН Алексея Белогурова в сотрудничестве с нобелевским лауреатом Аароном Чехановером впервые детально описал внутриклеточный метаболизм белка убиквитина. Результаты исследования свидетельствуют о том, что убиквитин является уникальным внутриклеточным сигналом, не имеющим себе равных по разнообразию, универсальности и рациональности использования. Работа опубликована 5 марта в журнале Cell Chemical Biology (DOI: 10.1016/j.chembiol.2021.02.009).

Убиквитин - протеасомная система, состоящая из более чем 1000 белков, поддерживает внутриклеточный метаболизм по крайней мере половины клеточного протеома и имеет критическое значение для функционирования любой без исключения эукариотической клетки. Абсолютное большинство белков распознается протеолитической машиной (протеасомой) только вместе с цепочкой из молекул убиквитина. «Несмотря на интенсивное изучение этой важнейшей клеточной машинерии на протяжении последних трех десятков лет, метаболизм самого убиквитина до сих пор был загадкой», – рассказал Алексей Белогуров.

Коллектив учёных под руководством профессора кафедры фармацевтической технологии факультета фундаментальной медицины МГУ, главного научного сотрудника ИБХ РАН Алексея Белогурова в сотрудничестве с нобелевским лауреатом Аароном Чехановером определил несколько фундаментальных характеристик метаболизма убиквитина в клетках млекопитающих, включая его период полураспада и внутриклеточный оборот, среднее количество остатков убиквитина на субстрат, а также стабильность дифференциально связанных полиубиквитиновых цепей и частоту гибели убиквитина при встрече с протеасомой. Примененная методика флуоресцентного слежения позволяет наблюдать за системой внутриклеточной деградации белков в режиме реального времени и на качественно новом уровне.

Первый автор опубликованной работы, научный сотрудник лаборатории белков гормональной регуляции ИБХ РАН Анна Кудряева: «Все существующие на сегодняшний момент методики изучения метаболизма белков, к сожалению, неприменимы в случае убиквитина из-за его уникальных свойств, в том числе малого размера и способности присоединяться к тысячам белков под воздействием сотен специфических лигаз. Адаптированная нами методика прижизненного сайт-специфического мечения белков позволила проследить весь жизненный цикл этого важнейшего белка».

Источник фото: http://www.fbm.msu.ru/faculty/about-faculty/