Вопрос существования жизни на других планетах представляет большой интерес для научного сообщества. Поиск внеземных цивилизаций пока не увенчался успехом. И сегодня внимание ученых всего мира сосредоточено на недосягаемых пока небесных телах - экзопланетах, вращающихся по своим орбитам вокруг удаленных звезд.

В Московском авиационном институте работает единственная в России научная группа, в чьи задачи входит изучение параметров вращения экзопланет, дающее возможность оценить их пригодность для жизни.

Первые экзопланеты, находящиеся вместе со своими звёздами на огромных расстояниях от Солнца, были обнаружены в конце 1980-х годов, а к настоящему времени достоверно подтверждено существование более чем четырёх тысяч таких космических объектов. Однако до сих не найдены свидетельства существования жизни на других планетах, но это вовсе не означает, что невозможно изучить атмосферу каждого из них. Сегодня современная наука может указать на пригодность планеты для обитания путём сравнения её характеристик с земными.

«Параметров, по которым происходит сравнение экзопланеты с Землёй, много. Одна из важнейших характеристик планет земной группы — принадлежность к зоне обитаемости. Границы обитаемой зоны устанавливаются из требования наличия на планете воды в жидком состоянии, приемлемого уровня радиации, массы планеты, сравнимой с земной, и т. д. Также к характеристикам, задающим зону обитаемости, относятся орбитальные параметры движения экзопланеты. В их число входят величина большой полуоси орбиты планеты, эксцентриситет, задающий меру отклонения орбиты от окружности, наклон плоскости орбиты к плоскости эклиптики» – поясняет профессор Павел Красильников.

По словам Павла Красильникова, ледниковый период на Земле связывают с небольшими изменениями угла наклона оси вращения нашей планеты и её орбитального эксцентриситета. Небольшой наклон оси вращения Земли, меняющийся в пределах от 22,1° до 24,5°, обеспечивает смену времён года и плавное распределение температуры по всей поверхности, а такой стабильный климат необходим для развития зрелой жизни. При углах наклона, близких к 90°, жизнь на планете невозможна.

Сегодня получены новые результаты, моделирующие воздействие тяжёлого спутника экзопланеты (экзолуны) на колебания её оси. В частности, определены условия, при которых влияние экзолуны является стабилизирующим, так как уменьшается размах колебаний оси вращение. Таким образом, самым выполняется одно из условий существования на экзопланете климата, пригодного для жизни.

Разработанные группой профессора Красильникова методы ещё не позволяют отправиться в гости к другим планетам, в том числе пока запрещено их колонизировать. Тем не менее с их помощью можно делать важные прогнозы, к примеру, предсказывать динамику вращений космического аппарата, чтобы избегать их перехода в хаотический режим, при котором теряется связь с центром управления.

Источник фото на странице: David Menidrey on Unsplash