16 июля 1902 года родился Александр Лурия, советский психолог, основатель нейропсихологии.

Александр Романович Лурия (1902–1977) — советский психолог, который заложил основы нейропсихологии в СССР.

Но одержимость психологией появилась не сразу. Сначала Лурия окончил гимназию с серебряной медалью, а потом, в свои 19, и Казанский университет. Ученый вдохновился примером выдающегося Зигмунда Фрейда и даже создал кружок психоанализа. Об этом он написал Фрейду и даже получил ответ. Так начался путь Лурии в психологию.

В 20-х годах прошлого столетия он изучал аффективные состояния человека. Результатом стала сопряженная моторная методика по выявлению скрытых аффективных комплексов. А совместная исследовательская работа с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими учеными привела к разработке культурно-исторической теории человеческой психики. На основе теоретических и экспериментальных исследований проблем мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга был сформирован концептуальный аппарат и феноменологическая база нейропсихологии. Также такие наработки легли в основу системы методов нейропсихологической диагностики.

Александр Лурия внес немалый вклад в развитие отечественных наук криминалистики и криминологии. Так, его имя связано со становлением и развитием в СССР аппаратурного метода «детекции лжи».

Его исследования второй половины 20-х годов XX века базировались на ассоциативном методе. Ученый предложил в дополнение к нему ввести запись на приборе быстроты двигательной реакции испытуемого на слова-раздражители.

Вот, что об этом писал сам Александр Романович в своих мемуарах:

«...Наш эксперимент состоял в следующем. Мой ассистент составлял рассказ, который
прочитывался нескольким испытуемым. Один из рассказов, например, был о воре,
залезшем через окно в церковь и укравшем золотой подсвечник, икону и распятие.
Испытуемым давалось задание запомнить рассказ, но скрывать, что он им известен.
Затем их и других испытуемых, которые не слышали рассказа, просили принять участие
 в эксперименте, в ходе которого требовалось ответить на список примерно из семидесяти
 слов, десять из которых являлись "критическими". Испытуемые должны были нажимать
 правой рукой на ключ, отвечая при этом любым словом. В мою задачу входило определить
 на основе комбинированной записи двигательных и словесных ответов, какие из слов
 являлись "критическими", кто из испытуемых был знаком с рассказом и кто не знал
 его, и каков был сам рассказ. Впоследствии эта методика нашла применение
в судебной практике».

Ученый работал в лаборатории экспериментальной психологии при Московской губернской прокуратуре. Там он изучал психическое состояние подозреваемых в совершении тяжких преступлений между арестом и судом и после суда. В результате исследователь пришел к выводу, что «состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и даёт объективную характеристику структуры протекающей реакции».

В 1927 году Александр Лурия констатировал, что «экспериментально-психологический метод обнаружения причастности (к преступлению) следует в будущем рассматривать как одну из серьёзнейших возможностей применения объективных методов в криминалистике».

Годы исследований привели к появлению массивной экспериментальной базы данных более, чем от полусотни человек. Большая часть из них отбывали наказание за тяжкие или особо тяжкие преступления: убийства или соучастия в убийстве.

Его исследования имели колоссальную практическую значимость. Метод сравнения реакций на разные слова одного и того же испытуемого помогал вычислить подлинного преступника. Работа стала прообразом детектора лжи. Лурия создал генеральный принцип психофизиологических методов, который помогал выявлять скрываемую информацию. Принцип гласит: «единственная возможность изучить механику внутренних "скрытых" процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы своё отражение».

Основные работы в области юридической психологии:

Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций. //Проблемы современной психологии, т.3, 1928.

Психология в определении следов преступления. //Научное слово, 1928, №3, 1928.

Экспериментальная психология в судебно-следственном деле. 1929.

The nature of human conflicts. N.Y., 1932.

Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002.

Юридическая психология. Лурия Александр Романович