Новости науки на портале «Научная Россия»

Цветы «настраивают» радужность своих лепестков под зрение пчел

Если переливы тончайших оттенков будут слишком сложными, пчелам будет трудно их запоминать и потом находить нужные цветки с нектаром.

Ботаники из Кембриджского и Бристольского университетов (Великобритания), под руководством профессора Беверли Гловера (Beverley Glover) и доктора Хизер Уитни (Heather Whitney) выяснили, что цветы «настраивают» радужность своих лепестков под зрение пчел, чтобы тем было проще их запоминать. Результаты их исследования, опубликованные в журнале Current Biology, пересказывает пресс-релиз Кембриджского университета.

Радужностью называют яркие переливы переходящих друг в друга оттенков всех цветов радуги, как, например, у мыльных пузырей или на нижней стороне CD-диска, с дорожками. Лепестки цветов тоже обладают этим свойством, однако, по сравнению с многими другими природными объектами, их радужность невысока. Чтобы выяснить, чем это объясняется, британские ученые и предприняли свои исследования.

В лабораторных условиях они сделали три вида искусственных цветков: с высокой радужностью (как у мыльного пузыря или CD-диска), со средней (как у обычных растений в природе) и вообще без радужности. В рамках каждого вида были разноцветные варианты. В серии опытов нектар помещали только в «цветки» определенной окраски и определенной радужности и смотрели, насколько быстро пчелы запомнят, куда именно лететь за едой.

Оказалось, что «цветки» с радужностью пчелы запоминают быстрее, чем таковые без радужности. Однако высокий уровень радужности сбивает их с толку и они зачастую путают по-разному окрашенные супер-радужные цветки. Их зрения уже не хватает для того, чтобы различить слишком сложные переливы оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод: растения «настраивают» степень радужности лепестков своих цветков именно на такой уровень, при котором она служит для пчел надежным ориентиром, но при этом не сбивает с толку чрезмерной сложностью. При необходимости, лепестки могли бы быть и более радужными — физиология растений это позволяет — однако это было бы ненужной тратой ресурсов, которая не облегчала бы «отношения» с пчелами-опылителями, а совсем наоборот.

«В природе есть много оптических эффектов, которые мы до конца не понимаем. Давно известно, что окраска используется живыми существами как для камуфляжа, так и для привлечения половых партнеров, однако теперь выясняется, что животные и растения могут сказать больше миру и друг другу», — резюмировал профессор Гловер.

Это не первое интересное исследование, связанное с пчелами, за последнее время. Например, недавно мы узнали, что конкуренция генов у этих общественных насекомых подтверждает биологическую теорию альтруизма. А таинственное вымирание пчел в Европе и Северной Америке вызвано эпизоотией одноклеточных паразитов микроспоридий.