Стресс может помогать лучшей работе нашей памяти — во всяком случае, некоторых ее типов. К такому выводу пришли ученые из университета Виттен-Хердеке (Германия) в результате своего исследования, статья о котором вышла в журнале Neurobiology of Learning and Memory . Коротко ее пересказывает профессор английской литературы и лингвистики из университета Марс Хилл (США) Хэл Макдональд (Hal McDonald) в своем блоге на сайте журнала Psychology Today.

Немецкие ученые поставили эксперимент, чтобы выяснить влияние стресса на формирование проспективной памяти. Этот тип памяти, в отличие от ретроспективной (направленной в прошлое), отвечает за запоминание дел, запланированных на будущее.

В данном случае добровольцы должны были придумывать себе интересные занятия на четыре дня каникул (по четыре дела на каждый день) и запоминать их. При этом людей делили на две группы. Представителей первой прямо перед стадией планирования подвергали «острому стрессу», а именно совали их руку на три минуты в ледяную воду. Людям из второй, контрольной, совали руку в теплую воду.

После того, как люди продумывали свои «каникулярные» программы и несколько раз повторяли их для памяти, у них отбирали записи и оставляли в покое на 40 минут. По истечению этого срока каждый доброволец должен был вспомнить, какие дела он запланировал на каждый из четырех дней, и виртуально «сделать» их.

Оказалось, что дела, запланированные на первые два дня, все помнили достаточно хорошо. А вот свои планы на третий и четвертый день люди, прошедшие через стресс с ледяной водой, помнили гораздо лучше, чем их товарищи из контрольной группы.

Такой результат объяснили тем, что в обычных условиях на людей действует так называемый «эффект первичности», заключающийся в том, что информация, запомненная ранее, удерживается в памяти лучше. В то время, как данные, запомненные позже, отчасти подвергаются перезаписи. Стресс каким-то образом отключает этот механизм.

Профессор Макдональд рассматривает аналогию между этим экспериментом и типичной студенческой привычкой учить все в последний момент, в стрессовых условиях. Получается, что в этом есть некоторый смысл: охваченный стрессом мозг может лучше запоминать учебный материал, что отчасти похоже на проспективную память.

Впрочем, автор блог все же считает, что игра не стоит свеч: в состоянии стресса организм тратит слишком много энергии, и эти потери с лихвой перекрывают эффект небольшого улучшения работы памяти.