Уровень метана в атмосфере находится на рекордно высоком уровне. Глобальная инвентаризация источников метана выявляет главных виновников роста метанового загрязнения в 21-м веке, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Environmental Research Letters.

Сельское хозяйство, мусорные свалки и использование ископаемого топлива были основными причинами того, что атмосфера Земли поглотила на 40 миллионов метрических тонн больше метана в результате деятельности человека в 2017 году, чем в начале 2000-х годов. Расширение сельского хозяйства – доминирующая причина увеличения выбросов метана в таких местах, как Африка, Южная Азия и Океания, а увеличение использования ископаемого топлива – главная причина в Китае и Соединенных Штатах, сообщают исследователи.

Метан «является одним из самых важных парниковых газов - возможно, вторым по важности после СО2», - говорит Александр Тернер – ученый, исследующий состав атмосферы.

Хотя в атмосфере метана намного меньше, чем углекислого газа, метан может удерживать в 30 раз больше тепла за столетие, чем такое же количество СО2. Учет источников метана «действительно важен, если вы хотите понять, как будет развиваться климат», - говорит Тернер, который не принимал участия в новом исследовании. Это также может помочь в определении приоритетов стратегий по борьбе с загрязнением, таких как потребление меньшего количества мяса для сокращения выбросов от ранчо крупного рогатого скота и использование самолетов или спутников для поиска утечек из газопроводов и их устранения.

Мариэль Сонуа - ученый из Института Пьера Симона Лапласа в Париже - и ее коллеги составили каталог глобального загрязнения метаном в 2017 году - самый последний год с полными данными - с использованием атмосферных измерений с башен и самолетов по всему миру. Изотоп в образцах метана содержал подсказки о его источнике - например, о том, выделялся ли метан нефтегазовой промышленностью или микробами, живущими на рисовых полях, на свалках или в кишечнике крупного рогатого скота. Группа сравнила наблюдения за 2017 год со среднегодовыми выбросами с 2000 по 2006 год.

В 2017 году в результате деятельности человека в атмосферу было выброшено около 364 миллионов тонн метана, по сравнению с 324 миллионами тонн в год в среднем в начале 2000-х годов. Около половины этого 12-процентного увеличения было связано с расширением сельского хозяйства и свалок, а другая половина - с ископаемым топливом. С другой стороны, выбросы из природных источников, таких как водно-болотные угодья, остаются относительно стабильными.

Выбросы росли наиболее резко в Африке и на Ближнем Востоке, а также в Южной Азии и Океании. Оба региона увеличили выбросы на 10–15 миллионов тонн. Сельскохозяйственные источники, такие как ранчо крупного рогатого скота и рисовые поля, привели к увеличению выбросов в Южной Азии и Океании на 10 миллионов тонн и почти столь же значительному росту в Африке. Выбросы увеличились на 5-10 миллионов тонн в Китае и Северной Америке, где ископаемое топливо стало причиной загрязнения окружающей среды. В одних только Соединенных Штатах ископаемое топливо увеличило выброс метана примерно на 4 миллиона тонн.

Одним из регионов, в которых не было резкого скачка метана, была Арктика. Это любопытно, потому что Арктика нагревается быстрее, чем какой-либо другой регион в мире, и покрыта вечной мерзлотой, которая, как ожидается, выпустит много метана в воздух во время таяния, говорит Тоня ДельСонтро, водный биогеохимик из Женевского университета.

Новые результаты могут означать, что Арктика еще не выпустила много метана в атмосферу - или что ученые не собрали достаточно данных из этого отдаленного района, чтобы точно измерить его тенденции выбросов метана, говорит ДельСонтро.

Пока ученые могут отслеживать выбросы только вплоть до 2017 года, но «нет оснований предполагать, что выбросы метана снизились за последние два года», - говорит соавтор исследования Роб Джексон - ученый-эколог из Стэнфордского университета. К концу 2019 года концентрация метана в атмосфере достигла примерно 1875 частей на миллиард - по сравнению с 1857 частями на миллиард в 2017 году, согласно данным Национального управления океанических и атмосферных исследований США.