Ученые из британского Кембриджского университета и испанского Университета страны басков представили модель самого маленького в мире увеличительного стекла, способного видеть процессы внутри молекулы. Статья ученых опубликована в журнале Science, кратко результаты работы представлены на сайте университета.

Ученые использовали высокопроводящие наночастицы золота для создания сверхминиатюрной полости качестве полости, позволяющий улавливать свет на уровне менее одной миллиардной части метра. Для создания полостей был также использован лазер, при этом для работы прибора потребовалось экстремальное охлаждение. «Нам пришлось охладить образцы до минус 260 градусов по Цельсию, чтобы заморозить несущиеся атомы золота», — рассказал Феликс Бенц (Felix Benz) из Кембриджского университета, ведущий автор работы.

«Даже отдельные атомы золота в наших экспериментах ведут себя как крошечные металлические шариковые подшипники, проводящие электронов, что очень отличается от их квантовой жизни, где электроны привязаны к ядрам», — сказал Джереми Бомберг (Jeremy Baumberg), еще один участник исследования из Кембриджского университета.

Система позволила наблюдать за процессами на уровне отдельных атомов, что открывает новые возможности как в исследовательских проектах. Кроме того, ученые полагают, что исследование можно положить в основу создания новых источников хранения информации — в виде молекулярных колебаний, которые могут быть считаны и записаны с помощью света.