Российские палеонтологи исследовали останки морских рептилий, которые более 50 лет назад были найдены на берегах якутской реки Вилюй. Они обнаружили небывалое таксономическое разнообразие ее обитателей: ихтиозавры, плиозавры и плезиозавры. Также были обнаружены кости молодых рептилий. По всей вероятности, принадлежащие новорожденным особям. На основании полученных сведений, исследователи предполагают, что морские рептилии юрского периода использовали сибирские моря как ясли и приплывали туда летом для размножения.

Большая часть останков морских рептилий первой половины юрского периода (201–174 млн лет назад) была найдена в Великобритании и Германии. В других регионах удавалось обнаружить либо единичные материалы, либо разрозненные, едва сохранившиеся кости. Германские карьеры Хольцмадена (Holzmaden) и британские береговые обрывы курорта Лайм-Риджис (Lyme Regis) – места, доступные для исследований, где на протяжении двух сотен лет ведется мониторинг и обнаруживаются новые находки. А в тайге Якутии таких условий нет, однако там локализируются раннеюрские морские отложения, которые могут дать достаточно сведений для изучения экосистем.

Такое исследование провели российские ученые. В своей статье они представили описание останков морских рептилий, обнаруженных в Якутии, и пришли к ряду выводов.

Количество найденных костных останков – 150. Их большая часть – небольшие фрагменты, однако по мелким деталям удалось установить их обладателей. Например, по отпечатанной режущей кромке зубов установили принадлежность к семиметровым ихтиозаврам Temnodontosaurus. Аналогично идентифицировали небольших ихтиозавров Stenopterygius, длинношеих плезиозавров Microcleidus, а также плезиозавров из семейства ромалеозаврид (Rhomaleosauridae) и примитивных плиозавридов.

Удивительной находкой ученых стали остатки молодых плезиозавров, которые обладают мелким размером и слабым окостенением. Издание «Элементы» цитирует слова одного из авторов статьи, Николая Зверькова, который говорит, что «молодым особям принадлежит четверть найденных позвонков и примерно половина костей конечностей (шесть от молодых особей и семь от взрослых). Самая маленькая кость сохранилась почти целиком: в длину она достигает 10 сантиметров, ее обладатель даже с учетом длинной шеи едва ли превышал в длину 1–1,5 метра, в то время как крупные кости принадлежали более чем пятиметровым плезиозаврам».

Это позволяет предположить, что кости принадлежат младенческим особям, а полярные моря использовались рептилиями для размножения. И хотя до конца неясно: обитали ли они там круглый год или нет, ученые предполагают, что ихтиозавры и плезиозавры летом находились в полярных морях, размножались, а осенью возвращались на юг. Ну а в юрском периоде на территории нынешней Якутии плавали «перелетные» плезиозавры.

Иллюстрация: Раннеюрские морские плезиозавры Rhomaleosaurus. Их ареал охватывал оба полушария и простирался до полярных морей на территории современной Якутии. Рисунок © Anthony J. Hutchings с сайта deviantart.com