Члены команды марсохода "Perseverance" наблюдают за процессом получения первых снимков.Источник фото: NASA/Bill Ingalls

Источник фото: NASA/Bill Ingalls

Американская автоматическая межпланетная станция с марсоходом Perseverance ("Настойчивость") и вертолетом Ingenuity ("Изобретательность") после полёта длиной в 7 месяцев совершила успешную посадку на Марс. Об этом сообщило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Основная миссия марсохода - астробиологические исследования.

По сообщению NASA, 18 февраля в 23:55 марсоход совершил посадку в марсианский кратер Езеро, где ранее была дельта реки, которая впадала в большое озеро. В скалах этого кратера, по мнению ученых, могли сохраниться следы жизни. Посадка длилась около семи минут и осуществлялась полностью в автоматическом режиме.

Напомним, американская автоматическая межпланетная станция к Марсу была запущена на ракете-носителе "Atlas V" 30 июля прошлого года. Это уже пятый марсоход, который NASA отправила для изучения Красной планеты. В отличие от предыдущих, это самый большой планетоход, его вес  - 1025 кг, а длина и ширина около 3-х метров.

“Эта посадка – один из тех поворотных моментов для NASA, Соединенных Штатов Америки и космических исследований во всем мире, когда мы знаем, что находимся на пороге открытия и "точим карандаши", чтобы переписать учебники”, - сказал исполняющий обязанности директора NASA Стив Юрчик.

Для поисков признаков древней микробной жизни марсоход "Perseverance" оснащён самым современным оборудованием: буром, инструментами для химического и минералогического анализа почвы, рентгеновским спектрометром с тепловизором, ультрафиолетовым спектрометром для обнаружения органических веществ, видеокамерами, роботизированной рукой и другим оборудованием.

Уже примерно через три минуты после посадки аппарат передал первый черно-белый снимок с поверхности планеты.

Первый снимок Марсохода "Perseverance". Источник фото: mars.nasa.gov/JPL-Caltech

В дальнейшем NASA совместно с Европейским космическим агентством планирует отправить космические аппараты на Марс, чтобы собрать эти образцы с поверхности Марса и изучить их уже в земных условиях. Отправка к Красной планете  планируется не раньше 2026 года.

Максим Литвак.Фото: Николай Малахин, Научная Россия

Максим Литвак.
Фото: Николай Малахин, Научная Россия

Максим Леонидович Литвак, профессор РАН, рассказал «Научной России» о значимости события:

«Для науки это имеет большую значимость, потому что это самая современная на сегодняшний день аппаратура. Если выражаться «школьным» языком, то марсоход «Perseverance» самый продвинутый, превосходящий предыдущие. Важность этого события большая, в том числе потому, что его посадили в новое место – кратер, где ранее находилось озеро. С орбиты можно предположить, что там можно найти следы жизни. Может быть, там удастся найти различные отложения, указывающие на доказательства обитаемости Марса в прошлом.

Образцы, которые учёные соберут в процессе езды марсохода, закупорят и сохранят на поверхности, чтобы в следующих миссиях их можно было забрать. Поэтому если какие-то открытия будут сделаны, по которым будут идти споры, а данных, полученных с поверхности будет недостаточно, то в принципе, лет через 10, это потом можно будет забрать, привести в наземную лабораторию и ещё раз посмотреть. Может быть, это станет основанием для подтверждения или опровержения того, что нашёл марсоход. В этом смысле, он предоставляет больше возможностей: научных и технологических. Поэтому событие, я считаю, очень большое и важное».

Помимо главной миссии в поиске следов жизни, также при помощи специального оборудования, планируется провести эксперименты по вырабатыванию кислорода из диоксида углерода. Предполагается, что "Perseverance" будет работать на Красной планете 687 земных суток.

Источники:

1. Марсоход Perseverance совершил успешную посадку на поверхность Марса. interfax

2. Touchdown! NASA's Mars Perseverance Rover Safely Lands on Red Planet. mars.nasa.gov

3. Perseverance приступил к работе: первые снимки с Красной планеты. smotrim