На историческом факультете МГУ прошла лекция доцента исторического факультета НИУ ВШЭ Николая Владимировича Ссорина-Чайкова на тему «Пересборка антропологии и истории в российской этнографии». Научное событие открыло цикл лекций, приуроченных к 80-летнему юбилею кафедры этнографии МГУ — ведущего образовательного центра в России в области науки о народах и этносах. Лекции будут посвящены этнологии, этнографии и социальной антропологии. Идея цикла — взгляд на науки с разных сторон, поскольку многие ученые работают на стыке нескольких дисциплин.
Н.В. Ссорин-Чайков окончил кафедру этнографии МГУ и аспирантуру по антропологии в Стэнфордском университете. С 2000 по 2015 гг. преподавал в Университете Кембриджа на кафедре социальной антропологии. Курировал выставочный и издательский проект «Дары вождям» в «Музее Кремля». Автор книг «Социальная жизнь государства на севере Сибири», «Два Ленина: краткая антропология времени». Главный редактор журнала Европейской Ассоциации Социальной Антропологии (EASA). Сфера научных интересов — этнография государства, обмена и эстетики, постсоциализм, сравнительная антропология империй, антропологическая теория, этнографические методы.
Тема выступления Н.В. Ссорина Чайкова — соотношение истории и антропологии в отечественной этнографической науке. На данную тематику Николай Владимирович уже написал и опубликовал статью в журнале EASA «Социальная антропология».
«История в антропологии стала одним из ведущих жанров антропологического анализа с 70-х годов XX века. Исторический поворот в западной антропологии — радикальное переосмысление традиционной антропологической онтологии. Этот поворот поместил антропологические объекты из культурно-релятивистского времени и структурно-функциональной методологии в новейшую историю».
Причина поворота — возникновение проблематики «антропологии антропологии» и ее истории. В 80-е гг. наука о человеке пережила рефлексивный поворот, благодаря осознанию антропологии как исторической матрицы. Следующий шаг в историческом повороте — понимание науки как совокупности разных дисциплин с различными традициями.
В новой исторической перспективе обозначены вопросы: Что представляет мировая антропология сегодня? Каковы причины поворота и бегства от истории, которое произошло в определенных школах? Какие существуют у этих явлений формулы и институциональные, исторические и культурные контексты?
«Отвечая на эти вопросы, интересно говорить о случае России и СССР, поскольку в истории нашей страны в антропологии и этнографии есть свой исторический поворот. Он произошел в 1930-х годах, когда в официальной академической системе этнография была классифицирована как историческая наука. И дисциплину до сих пор изучают главным образом на исторических факультетах».
В лекции Н.В. Ссорин-Чайков рассуждает о современной ситуации в России, о том, как себя определяют сегодняшние российские антропологи. Каковы исследовательские интересы современных антропологов в контексте исторического статуса.
Предметы исследования докладчика — этнографические интервью, биографические материалы и публикации выпускников кафедры этнологии исторического факультета МГУ. На этих примерах автор рассматривает определение себя учеными в рамках филологии, семиотики, социальных наук и истории. Цель анализа, как случая «антропологии антропологической оптики», — этнографическое рассмотрение «смысла истории» у российских исследователей и «пересборка» антропологии и истории за пределами современного исторического, с точки зрения антропологии времени.
«Меня интересует не столько то, что представляет собой российская антропология сегодня, сколько разговор о том, как можно изучать эту ситуацию. Это рассуждение возможностей исследования, которое я делаю при помощи разговоров с тремя представителями российской традиции. Все три исследователя — ученики выдающегося этнолога, профессора А.А Никишенкова. Я прослеживаю трансформацию антропологии, которую профессор создал на факультете. А.А Никишенков, с одной стороны, принадлежит к российской традиции этнографии, как исторической традиции. С другой стороны, стоит на переднем крае исторического поворота».
Н.В. Ссорин-Чайков предлагает симметричным образом сделать историю более антропологичной, а значит, переосмыслить и понять историю антропологически.