Физические упражнения не только делают нас сильнее и помогают сбросить лишний вес – спорт также полезен для мозга. Во время занятий спортом усиливается кровоток, вследствие чего мозг лучше снабжается питательными веществами. Также есть особый белок, выделяющийся из мышц, который стимулирует синтез другого белка, активирующего формирование новых межнейронных синапсов.

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско опубликовали в Science статью о белке, который улучшает работу мозга во время занятий спортом. Эксперимент проводился над пожилыми мышами, которых поделили на две группы: одни мыши вели сидячий образ жизни, а у других в клетке было "беличье колесо", в котором они активно бегали. Через шесть недель у бегавших мышей брали плазму крови и вводили тем, кто не бегал. Таких инъекций было восемь в течение месяца.

У мышей, как и у всех животных, с возрастом мозг слабеет, ухудшается память. Если их запустить в водяной лабиринт, где они должны найти платформу и выбраться на неё, то пожилым мышам запомнить местоположение этой платформы будет труднее. Но получив плазму крови от бегавших товарищей, неактивные мыши выполняли тесты на память лучше, чем те пожилые особи, которым плазму не вводили.

Далее исследователи стали выяснять, что за молекула в плазме спортивных мышей стимулировала память. Оказалось, что в крови бегавших грызунов повышается уровень тридцати белков, из которых девятнадцать синтезируется в печени. Среди печёночных белков был один фермент под названием GPLD1, который было решено изучить подробнее. Сам он в мозг не проникает, однако именно он расщепляет молекулы, сидящие на поверхности множества других клеток, и как раз эти отщеплённые с помощью GPLD1 куски молекул улучшают работу мозга, подавляя воспаление и улучшая мозговое кровообращение.

Однако некоторые специалисты с осторожностью смотрят на новый «активатор мозга» и предлагают изучить получше прежде чем говорить о его медицинских перспективах. Дело в том, что его роль в нашей физиологии может оказаться совсем неоднозначной. Например, согласно информации портала Science News, уровень GPLD1 повышается у больных диабетом. Также у крыс с диабетом, которые занимались физическими упражнениями, уровень GPLD1 не рос, а падал. Есть вероятность, что высокая активность GPLD1 – это не всегда хорошо, и также возможно, что для стимулирования мозга GPLD1 должен работать с какими-то молекулярными партнёрами.

Иллюстрация: Eraxion / ru.123rf.com