Гадолиний, содержащийся в контрастных веществах, часто используемых для МРТ, обнаружен в повышенных количествах возле водоочистных сооружений в реках Токио, - пишет eurekalert.org.

Исследователи из Токийского столичного университета анализировали количество гадолиния, обнаруженного в речной воде в Токио. Гадолиний содержится в контрастных веществах, назначаемых пациентам, проходящим медицинское магнитно-резонансное сканирование (МРТ), и в лабораториях было показано, что он становится токсичным при воздействии ультрафиолетовых лучей. Исследователи обнаружили значительно повышенные уровни, особенно вблизи водоочистных сооружений, что подчеркивает необходимость в новой государственной политике и очистных технологиях, поскольку МРТ становится еще более распространенным явлением.

Современная медицина во многом обязана магнитно-резонансной томографии (МРТ). Врачи могут видеть опухоли, воспаления и кровоизлияния глубоко в теле человека без необходимости инвазивной хирургии; также в отличие от КТ, при МРТ пациенты не подвергаются воздействию ионизирующего излучения. Многочисленные преимущества означают, что МРТ-устройства сейчас получили большее распространение, чем когда-либо. Например, в 1995 году в Японии было 6,12 машины на миллион жителей; в 2017 году этот показатель составил 55,21, что является самым высоким показателем на миллион в мире.

Но у этих новостей есть и плохие стороны. МРТ-исследование часто проводится после того, как пациентам вводят контрастное вещество, которое делает конкретные органы более четкими при сканировании. Это вещество содержит гадолиний - изначально токсичный редкоземельный элемент, который безопасен для медицинского применения из-за его сочетания с хелатирующим агентом, что делает его нереакционноспособным. После выполнения этой задачи 98% соединения выводится из организма пациента в течение 24 часов с мочой и проходит через систему сточных вод. Обычные очистные сооружения не могут удалить его, поэтому он попадает непосредственно в окружающую среду, хотя и в небольших количествах. Лабораторные эксперименты показали, что при воздействии ультрафиолетового излучения он может снова перейти в токсичное состояние. Поэтому необходимо отслеживать, сколько гадолиния попадает в окружающую среду.

Так, команда во главе с профессором Казумаса Иноуэ из Токийского столичного университета намеревалась измерить, сколько гадолиния попало в реки в Токио. Они взяли образцы из нескольких мест вдоль многих крупных рек города. С поправкой на количество, ожидаемое в естественном сланце, они провели широкий обзор редкоземельных элементов с помощью масс-спектрометрии и обнаружили значительное повышение количества гадолиния в воде. Важно отметить, что они заметили большие всплески вблизи с водоочистными сооружениями. Эти данные согласуются с предыдущими исследованиями проб, отобранных на очистных сооружениях на реке Везер в Германии.

Следует помнить, что причина, по которой гадолиний выделяется в первую очередь, заключается в том, что почки пациента безопасно выводят его из организма. Это означает, что, по большей части, он также не реагирует на окружающую среду. Но по мере того, как все больше установок МРТ устанавливаются для обслуживания стареющего населения с более высокими потребностями в области здравоохранения, становится все более важной новая государственная политика для смягчения воздействия этой хорошо зарекомендовавшей себя важной медицинской технологии на окружающую среду.

[Фото: eurekalert.org]