Исследователи из Швейцарии обнаружили, что обыкновенные игрунки, или мармозетки, перенимают диалект своих сородичей, когда переезжают в другую область, передает пресс-служба Цюрихского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

Люди – не единственный вид, язык которого разбивается на множество диалектов, в зависимости от местности, где живет тот или иной народ. Призывы и песни разных видов животных и птиц также варьируются от одного региона к другому. Например, есть певчие птицы, которые общаются по-разному в разных регионах и часто перенимают диалект своих родителей. То же самое касается игрунок, чьи призывы также различаются в разных популяциях, как ранее выяснили исследователи из Цюрихского университета. Однако было неясно, были ли разные диалекты вызваны генетическими различиями между популяциями, или факторами окружающей среды, или они были приобретены в результате социального обучения.

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые проанализировали призывы обыкновенных игрунок до и после того, как они переехали в новую колонию с другим диалектом. Через некоторое время новички адаптировали свои призывы к новому диалекту. Его обезьяны выучили в результате социального обучения. Если бы диалекты были заложены в генах обезьян, то переезд на новое место не вызвал бы каких-либо изменений в призывах. Эти изменения также нельзя объяснить различиями в окружающей среде, отмечают ученые.

Пока не известно, какие преимущества получают животные от изучения нового диалекта. Возможно, что адаптация их призывов к новой колонии – это способ заявить о своей заинтересованности в новой группе и увеличить свои шансы как потенциальных партнеров по спариванию. «В любом случае, неудивительно, что мы нашли свидетельства социально изученных диалектов у обыкновенных игрунок», – говорит Джудит Буркарт (Judith Burkart), старший автор исследования. Хотя мартышки не так тесно связаны с людьми, как другие, более крупные приматы, в некоторых отношениях они больше похожи на нас. Например, как и люди, они воспитывают своих детей с помощью всей группы, что вполне может быть связано с их «языковыми навыками».

[Фото: JUDITH BURKHART, UZH]