Ученые из коллаборации CHERUB и нескольких научных организаций Великобритании собираются проводить клинические испытания нового метода борьбы с ВИЧ. Они будут применять на пациентах стандартную антиретровирусную терапию (ART) вместе с лекарствами и вакцинами, активирующими спящие в клетках ВИЧ, сообщает пресс-служба Оксфордского университета.

ВИЧ — это вирусная инфекция, поражающая иммунную систему человека. Ее лечат с помощью антиретровирусной терапии, которая тормозит репликацию ВИЧ и тем самым сокращает количество вирусов в крови до такого уровня, чтобы не дать им размножиться и в тоже время позволить иммунной системе человека восстановиться. Проблема в том, что ART не может избавить больного от ВИЧ. Это лечение работает только в отношении инфицированных клеток, которые активны, но в теле больного как раз большинство инфицированных ВИЧ клеток содержат вирусы в покоящемся или спящем состоянии. Эти клетки представляют собой скрытый резервуар ВИЧ. Вот почему так сложно вылечить эту болезнь. Если ART прекратить, то вирус возвращается. А значит, ART нужно принимать каждый день всю жизнь. По этой причине и у врачей, и у пациентов есть сильное желание иметь лекарство, которое могло бы вылечить от ВИЧ, так, чтобы не было необходимости ежедневно принимать лекарство.

Джон Фратер (John Frater) из Оксфордского университета вместе с Сарой Фидлер (Sarah Fidler) из Коллеж Империал, а также при содействии коллег из Кембриджского университета и Кингс колледж в Лондоне работают над новым методом лечения ВИЧ. По словам Фратера, узнать вылечился ли пациент от ВИЧ, можно только, если прекратить лечение, но ученые не собираются использовать такой прием. Они хотят с помощью нового метода снизить количество ВИЧ-инфицированных клеток в теле пациента. Если получится, то в принципе можно считать, что метод работает на излечение, даже если его нужно будет еще несколько лет совершенствовать.

Новый подход к лечению ВИЧ состоит в том, что в дополнение к стандартному ART пациент принимает лекарства, которые пробуждают ВИЧ в инфицированных клетках. А клетки иммунной системы затем убивают эти активированные больные клетки. Кроме того, применяется вакцинация пациента препаратом, который учит клетки иммунной системы определять выявленные резервуары зараженных клеток и убивать их. Ученые назвали новый подход «Kick and Kill», что в данном контексте можно перевести примерно как «Разбудить и убить». Схожим путем идут и другие научные группы в мире. Недавно портал Научная Россия рассказывал об исследователях из США и Австралии, которые апробируют лечение ВИЧ искусственно выведенными антителами. Они будят иммунитет человека, чтобы направить на борьбу с заболеванием.

В клинических испытаниях под названием RIVER примут участие почти 50 пациентов, у которых ВИЧ инфекция обнаружена недавно. Их разобьют на две группы: одна из них будет принимать ART и дополнительно лекарство вориностат (vorinostat) для активации резервуара спящих вирусов. Вориностат обычно используется в лечении рака. Эта группа будет также вакцинирована двумя вакцинами, которые помогут иммунной системе распознать активированные инфицированные клетки и убить их. Вторая группа пациентов, контрольная, будет принимать только ART.

После испытаний ученые сравнят объемы резервуаров инфицированных клеток в обеих группах. Результаты RIVER ожидают в 2018 году.