Австралийские ученые впервые обнаружили, что терновый венец, или акантастер, может найти свой собственный путь домой, но только если в этом районе растет их любимая еда – кораллы, сообщает пресс-служба Австралийского центра передового опыта ARC по изучению коралловых рифов. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Терновый венец, или акантастер, – многолучевая морская звезда, которая обитает на коралловых рифах. Особенно много акантастеров на Большом Барьерном рифе. Питается эта морская звезда в одиночку, по ночам, вдали от других венцов. Ее любимое лакомство – полипы рифообразующих кораллов, особенно – кораллов Acropora. Вспышки численности тернового венца приводят к уничтожению коралловых рифов.

Исследователи наблюдали за венцами в 2015 году – во время одной из таких вспышек. Они использовали покадровую фотосъемку на месте, чтобы отследить перемещения 58 морских звезд на севере и юге Большого Барьерного рифа. Ученые заметили, что, когда популяция Acropora сократилась, морские звезды не вернулись домой после ночной «охоты». Их поведение напрямую связано с обилием Acropora, считают авторы работы.

Результаты исследования показывают, что здоровые рифы с высоким покрытием этих кораллов могут вызывать скопление терновых венцов и увеличение их численности. Эти вспышки вызывают обширную, повсеместную утрату кораллов во всем Индо-Тихоокеанском регионе.

«Лучше понимая поведение этих морских звезд, мы можем контролировать их численность, что поможет снизить нагрузку на коралловые рифы», – отмечает профессор Морган Пратчетт из Австралийского центра передового опыта ARC по изучению коралловых рифов в Университете Джеймса Кука (CoralCoE в JCU).

Предыдущие вспышки болезни на Большом Барьерном рифе были зарегистрированы в 1962, 1979, 1993 и 2009 годах. Хотя массовое обесцвечивание кораллов из-за глобального потепления сейчас представляет наибольшую угрозу для коралловых рифов во всем мире, совокупное воздействие массового обесцвечивания и уничтожение кораллов терновыми венцами потенциально катастрофичны для коралловых рифов.

[Фото: MORGAN PRATCHETT]