Карликовые сфероидальные галактики загораются новорожденными звездами, впервые приближаясь к нашей галактике, - пишет sciencenews.org со ссылкой на arXiv.org.

Новые наблюдения с помощью космического телескопа Gaia показывают, что наша галактика – одновременно друг и враг меньших галактик, которые вращаются вокруг нее.

Около 60 известных галактик вращаются вокруг Млечного Пути. Около 12 этих галактик-спутников представляют собой тусклые карликовые сфероидалы, каждая из которых излучает свет в количестве от 0,0005 до 0,1 процента света от Млечного Пути. Их немногочисленные звезды разбросаны так далеко друг от друга, что галактики имеют довольно призрачный вид: первая найденная звезда сначала показалась отпечатком пальца на фотографической пластинке.

Но когда-то эти призрачные галактики сверкали молодыми звездами. Новое исследование показало, что большинство этих галактик загорелись, когда они впервые пересекли гравитационную область нашей галактики, когда возникли новые звезды. Но в большинстве случаев маленькие галактики вскоре перестали образовывать звезды, потому что Млечный Путь лишил карликовые галактики газа - сырья для звездообразования.

Астроном Масаси Чиба из Университета Тохоку в Сендае (Япония) и его тогдашний аспирант Такахиро Миёси изучили семь карликовых сфероидальных галактик, вращающихся вокруг Млечного Пути. Исследователи использовали космический корабль Gaia Европейского космического агентства, который измерял движение галактик, для вычисления их орбит вокруг центра Млечного Пути. Орбиты эллиптические, поэтому галактики приближаются, а затем удаляются от центра нашей галактики. Затем астрономы сравнили эти пути с временем, когда галактики образовывали свои звезды. «Мы обнаружили очень хорошее совпадение между временем первого падения спутника [в сторону Млечного Пути] и пиком в истории звездообразования», - говорит Чиба. Астрономы связывают вспышку звездообразования в малых галактиках с Млечным путем. Столкновение с гигантской галактикой сжимает газ карликовых галактик, заставляя этот газ коллапсировать и порождать множество новых звезд.

Например, карликовая галактика в Драконе впервые пересекла область Млечного Пути 11 миллиардов лет назад и тогда образовала множество звезд - но больше такого никогда не было. Совсем недавно карликовая галактика Льва I вошла в сферу нашей галактики - всего 2 миллиарда лет назад, это время совпало с последней вспышкой рождения звезд. Но сегодня Лео I не создает новых звезд и, как Дракон, не имеет для этого газа.

Исследователи обнаружили, что карликовые галактики, сохраняющие дистанцию, дольше сохраняют свой газ. Галактики, которые подошли ближе всего к центру Млечного Пути, такие как Дракон и Лев I, прекратили все звездообразование вскоре после пересечения границы Млечного Пути. Однако галактики, которые вошли в область нашей галактики, но остались дальше от нее, такие как Форнакс и Карина, продолжали звездообразование.

«Эти две галактики сохранили свой межзвездный газ внутри себя, так что звездообразование продолжалось, - говорит Чиба. Обе галактики сумели образовать новые звезды в течение многих миллиардов лет после того, как пересекли царство Млечного Пути. Однако сегодня ни в одной из галактик не осталось газа.