Ученые из Милана обнаружили, что диета, имитирующая голодание, в сочетании с витамином С может быть эффективной при лечении некоторых видов рака, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Communications.

В исследованиях на мышах ученые обнаружили, что комбинация задерживала прогрессирование опухоли на множественных моделях колоректального рака у мышей, а у некоторых мышей это вызывало регресс заболевания.

«Впервые мы продемонстрировали, как полностью нетоксичное вмешательство может эффективно лечить агрессивный рак», - сказал Вальтер Лонго - старший автор исследования и директор Института долголетия из Университета Южной Калифорнии. - Мы приняли два метода лечения, которые широко изучаются как меры по замедлению старения - диета, имитирующая голодание, и витамин С - и объединили их в качестве мощного средства лечения рака».

Исследователи заявили, что, хотя голодание остается проблематичным вариантом для больных раком, более безопасный и более выполнимый вариант - низкокалорийная диета на растительной основе, которая заставляет клетки реагировать так, как если бы организм голодал. Их результаты показывают, что низкотоксичное лечение, имитирующее голодание, плюс витамин С может заменить более токсичное лечение.

Результаты предыдущих исследований о потенциале витамина С в борьбе с раком были неоднозначными. Недавние исследования, однако, начинают показывать некоторую эффективность, особенно в сочетании с химиотерапией. В этом новом исследовании ученые хотели выяснить, может ли диета, имитирующая голодание, усилить действие высоких доз против витамина С, борясь с опухолями, путем создания среды, которая была бы неустойчивой для раковых клеток, но все же безопасной для нормальных клеток.

«Наш первый эксперимент in vitro показал замечательные эффекты, - сказал Лонго. - При использовании только диеты, имитирующей голодание, или только витамина С происходило снижение роста раковых клеток и незначительное увеличение их гибели. Но при совместном использовании они оказывали драматический эффект, убивая почти все раковые клетки».

Лонго и его коллеги обнаружили этот сильный эффект только в раковых клетках, у которых была мутация, которая считается одной из самых сложных целей в исследовании рака. Эти мутации в гене KRAS указывают на то, что организм сопротивляется большинству противораковых методов лечения, и они снижают выживаемость пациента. Мутации KRAS встречаются примерно в четверти всех видов рака человека и, по оценкам, встречаются примерно в половине всех случаев колоректального рака.

Исследование также дало подсказки о том, почему предыдущие исследования витамина С в качестве потенциальной противоопухолевой терапии показали ограниченную эффективность. Само по себе лечение витамином С, по-видимому, запускает мутировавшие клетки KRAS для защиты раковых клеток путем повышения уровня ферритина - белка, связывающего железо. Но благодаря снижению уровня ферритина ученым удалось повысить влияние витамина С на раковые клетки. На основании этого открытия ученые также обнаружили, что у пациентов с колоректальным раком с высоким содержанием железосвязывающего белка меньше шансов на выживание.

«В этом исследовании мы наблюдали, как циклы диеты, имитирующие голодание, могут усиливать действие фармакологических доз витамина С на рак с мутировавшей KRAS, - говорит Майра Ди Тано, соавтор исследования IFOM, Институт молекулярной медицины FIRC. Онкология в Милане, Италия. - Это происходит посредством регуляции уровней железа и молекулярных механизмов, участвующих в окислительном стрессе. Результаты особенно указывают на ген, который регулирует уровни железа: гем-оксигеназу-1».

Предыдущие исследования показали, что голодание замедляет прогрессирование рака и делают химиотерапию более эффективной в опухолевых клетках, одновременно защищая нормальные клетки от побочных эффектов, связанных с химиотерапией. Комбинация с витамином С усиливает противоопухолевый ответ иммунной системы на мышиной модели рака молочной железы и меланомы.

Ученые полагают, что в конечном итоге рак будет лечиться низкотоксичными лекарственными средствами способом, подобным тому, как антибиотики используются для лечения инфекций, которые убивают определенные бактерии, но которые могут быть заменены другими препаратами, если первое неэффективно.

Чтобы двигаться к этой цели, ученым нужно было проверить две гипотезы: что их нетоксичные комбинированные вмешательства будут работать на мышах, и что это будет выглядеть многообещающе для клинических испытаний на людях. В этом новом исследовании они продемонстрировали оба. По крайней мере, пять клинических испытаний реализуются сейчас, в том числе одно на пациентах с раком молочной железы и раком предстательной железы.

[Фото: ru.123rf.com/profile_iraevva]