Институт природных ресурсов Финляндии и Институт леса Карельского научного центра РАН по результатам конкурса получили грант Фонда Коне (Koneen Säätiö, грант 202005775) на проект «Лесоводство, ориентированное на сохранение лесной среды, как инструмент устойчивого лесопользования» (RETention forestry as a tool to secure Resilience and sustainability in Operational FORest managementRETROFOR). Как правило, фонд поддерживает исследования, содержащие смелые идеи, которые также наряду с научной имеют и культурную составляющую.

Предстоящие работы связаны с современным направлением Variable Retention Forestry (VRF) – экологичной системой рубок, призванной по возможности сохранять лесную среду. Во второй половине ХХ века страны Европы и Северной Америки столкнулись с тем, что «чистые» вырубки, с которых вывозится вся древесина, даже ветки, приводят к снижению биологического разнообразия региона. Было высказано предположение о том, что необходимо оставлять часть естественной среды: островки нетронутого леса, отдельные деревья и мертвую древесину – места обитания множества видов насекомых, грибов, мхов, лишайников, птиц.

– Уничтожая естественные местообитания лесных видов, мы нарушаем естественный природный порядок, – пояснил Александр Крышень, доктор биологических наук, директор Института леса КарНЦ РАН. – Неслучайно в 1990-е годы параллельно во многих странах сформировалось это направление – VRF. Любопытно, что в нашей стране подобное лесоводство практиковалось издавна. В прошлом веке обычными были «недорубы», а также так называемые подневольно-выборочные и условно-сплошные рубки, после которых на вырубаемом участке могло по экономическим соображениям сохраняться 60 и более процентов деревьев. Сейчас с целью сохранения лесной среды практикуются различные типы рубок, в том числе выборочные и постепенные. При проведении сплошных рубок принято оставлять отдельные деревья (семенники) и небольшие островки леса (семенные куртины). Порубочные остатки в России оставляют на лесосеке. Кроме того, в рамках мероприятий по сохранению биоразнообразия рекомендуется оставление отдельных сухостойных деревьев и валежа. Понятно, что полвека назад лесозаготовителей не интересовало биологическое разнообразие, и основную роль играла экономическая целесообразность. Но главное, что в результате сохранялись элементы лесной среды, которые способствовали более быстрому восстановлению древостоев, а значит, и возврату в экосистему связанных с ними живых организмов. В результате то, что мы когда-то называли бесхозяйственностью, сегодня оказалось в природоохранном и лесоводственном тренде.

Кратко суть проекта заключается в оценке того, как сохраняется и восстанавливается биологическое разнообразие на протяжении до ста лет после несплошной рубки. В Финляндии сделать это можно только за 20-летний период – в девяностых годах прошлого века были заложены соответствующие эксперименты. Но чтобы принять решение о широком внедрении тех или иных технологий, необходимо понимать и отдаленные последствия. Ученые из Карелии и Финляндии займутся этим в рамках проекта.

– Сперва нам предстоит найти участки, на которых в начале прошлого века были проведены соответствующие рубки. Далее исследователи-лесоводы будут определять, какие методы использовались при рубке, что оставлялось, делать описание лесной экосистемы. Территорию также оценят специалисты по биоразнообразию. В итоге мы покажем, каких результатов можно достичь через сто лет, если сейчас начать внедрять технологии VRF, – рассказал Александр Крышень.

Кроме того, исследование включает культурный и социологический аспекты: эксперты выяснят отношение населения к различным видам рубок, а фотографы постараются передать красоту естественных процессов восстановления леса. Проект рассчитан на четыре года.

 

Источник информации и фото: Служба научных коммуникаций КарНЦ РАН