Палеонтологи из Италии, Швейцарии, Германии и Польши идентифицировали пять дополнительных образцов ихтиозавра возрастом 240 миллионов лет, названного Besanosaurus leptorhynchus, который ранее был известен по единственной ископаемой находке. Об этом сообщает портал EurekAlert!.

Окаменелые останки ихтиозавров, живших в среднем триасе, встречаются редко и в основном принадлежат особям небольших размеров. Новые образцы безанозавра, описанные в журнале PeerJ – Journal of Life and Environment Sciences, предоставляют новую информацию об анатомии этой древней рептилии, похожей на рыбу, и рационе питания.

Выяснилось, что взрослая особь могла быть до восьми метров в длину – это настоящий рекорд среди всех морских хищников этой геологической эпохи. Фактически, Безанозавр – самый ранний крупный морской диапсид (группа, к которой принадлежат ящерицы, змеи, крокодилы и их вымершие родственники, у которых были длинная и узкая морда). У Безанозавра был очень длинный и тонкий «клюв», который говорит о том, что Безанозавр в первую очередь питался мелкой и быстрой добычей.

Кости Besanosaurus leptorhynchus были впервые обнаружены около Безано (Италия) три десятилетия назад во время раскопок, который проводил Миланский музей естественной истории. Теперь ученые добавили к этой находке еще пять дополнительных окаменелостей: два ранее не описанных ископаемых образца и два ископаемых, которые ранее относили к другому виду (Mikadocephalus gracilirostris), что оказалось неверным из-за отсутствия существенных анатомических отличий от Безанозавра.

Шесть экземпляров различаются в основном по размеру и, вероятно, представляют разные стадии роста особи. Согласно этому повторному анализу, Безанозавр является старейшим и самым основным представителем группы ихтиозавров, известных как шастазавриды.

Все образцы, хранящиеся в музеях Милана, Цюриха и Тюбингена, были собраны в прошлом веке из битумных черных сланцев области Монте-Сан-Джорджо (Италия/Швейцария, всемирное наследие ЮНЕСКО), которые были «законсервированы» около 240 миллионов лет назад в обедненном кислородом дне своеобразного морского бассейна. Местность известна во всем мире своей богатой ископаемой фауной, которая, помимо ихтиозавров, включает множество других морских и полуводных рептилий, множество рыб и беспозвоночных с твердым панцирем.

[Фото: GABRIELE BINDELLINI AND MARCO AUDITORE, © MUSEO DI STORIA NATURALE DI MILANO]