В Московском авиационном институте проходят испытания беспилотного вертолёта МАИ-120, предназначенного для доставки грузов, тушения пожаров и поиска в автоматическом режиме потерявшихся людей. Всё это может стать реальностью уже в самое ближайшее время, считают ученые МАИ.

Аналогов вертолёту МАИ-120 в его классе сейчас в России нет. Одно из главных его достоинств — высокая грузоподъёмность при малом собственном весе. Подробнее об уникальной винтокрылой машине рассказал главный конструктор СКБ-602 МАИ Дмитрий Александрович Дьяконов.

Научные исследования по созданию беспилотных вертолётных систем в Московском авиационном институте начались на кафедре 102 «Проектирование вертолётов» при заведующем кафедрой Иване Братухине, который руководил кафедрой с 1957 по 1987 годы.

«Большой вклад в развитие направления внесли, профессор МАИ, создатель "малых" вертолётных форм Фёдор Петрович Курочкин, выдающийся конструктор вертолётов, выпускник МАИ Марат Николаевич Тищенко. В 1980-е годы работа продолжилась под руководством начальника СКБ-102 МАИ Владимира Сергеевича Александрова, после чего эстафету приняла кафедра 602, где был обеспечен комплексный подход к проектированию не только самих летательных аппаратов, но и систем для них», — отмечает главный конструктор МАИ Дмитрий Дьяконов.

Накопленный в университете опыт лёг в основу разработки маёвского комплекса воздушной разведки «Ворон» — единственного в стране вертолёта-беспилотника, успешно прошедшего государственные испытания и поставленного в опытную эксплуатацию. Тем не менее, до настоящего времени МАИ не имел в своём распоряжении вертолётов-беспилотников, позволяющих проводить научно-практические эксперименты, исследовательские работы и на «живом примере» обучать студентов проектированию и пилотированию таких аппаратов. Именно с этой целью по распоряжению ректора университета Михаила Аслановича Погосяна был разработан вертолёт МАИ-120.

Маёвский беспилотник можно будет использовать не только для развития науки. Например, на авиационной базе МАИ в Алферьево совместно с ФГУП «ГосНИИАС» проводились испытания, в ходе которых беспилотные летательные и наземные аппараты отрабатывали сценарий спасения людей после авиакатастрофы. Беспилотные вертолёты должны были обнаружить место катастрофы, по цветовому контрасту и тепловому излучению найти пострадавших и до прибытия помощи доставить им необходимые медикаменты.

Сегодня созданный в МАИ вертолёт активно готовят к проведению сертификационных испытаний. По мнению специалистов Центра беспилотных летательных аппаратов МАИ, грузоперевозки с помощью подобных машин станут промежуточным шагом к формированию общедоступной системы беспилотного воздушного транспорта — аэротакси.

Источник фото на странице: SPACEDEZERT on Unsplash