Антиоксидант, содержащийся в зеленом чае, может повышать уровень p53, белка, который способен восстанавливать повреждения ДНК или разрушать раковые клетки. Теперь ученые выяснили, как это работает на молекулярном уровне, и описали процесс в журнале Nature Communications. Открытие позволяет в будущем разработать новое лекарство от рака. Новость появилась на сайте Ренсселерского политехнического института (США).

Противоопухолевые свойства антиоксиданта EGCG были обнаружены ранее, однако сейчас ученые рассмотрели на молекулярном уровне, как эти свойства проявляются.

Белок P53 выполняет несколько хорошо известных противораковых функций: останавливает рост клеток для восстановления ДНК, активирует «ремонт» ДНК и запуск запрограммированной гибели клеток – апоптоз, – если повреждение ДНК не может быть восстановлено. Один конец белка – N-концевой домен – имеет гибкую форму и, следовательно, потенциально может выполнять несколько функций в зависимости от его взаимодействия с несколькими молекулами.

Галлат эпигаллокатехина EGCG – природный антиоксидант, который в изобилии содержится в зеленом чае. Также EGCG также упакован в виде травяных добавок.

Команда обнаружила, что взаимодействие между EGCG и p53 не дает белку разрушаться. Обычно после образования в организме р53 быстро разлагается, когда N-концевой домен взаимодействует с белком MDM2. Этот регулярный цикл производства и деградации удерживает уровни p53 на низком уровне.

«И EGCG, и MDM2 связываются в одном и том же месте на p53, N-концевом домене, поэтому EGCG конкурирует с MDM2. Когда EGCG связывается с p53, белок не разлагается через MDM2, поэтому уровень p53 будет увеличиваться при прямом взаимодействии с EGCG, а это означает, что p53 используется для противораковой функции. Это очень важное взаимодействие», – отмечают авторы работы.

[Фото: RENSSELAER POLYTECHNIC INSTITUTE]