Недавно Александр Олегович совместно с молодым ученым из МГУ – Николаем Зверьковым, опубликовал статью в журнале Acta Palaeontologica Polonica, в которой исследователи рассказали о своей находке.

В подмосковном карьере Пески в отложениях времен Юрского периода российские палеонтологи нашли два хвостовых позвонка гигантского динозавра из группы завропод. Это первая находка ископаемых остатков динозавров этой группы в Европейской части России.

В интервью «Научной России» Александр Олегович рассказал, как он начал работать с Николаем Зверьковым, и почему такая находка для России – уникальный случай.

Почему вы начали сотрудничать с Николаем Зверьковым?

Александр Олегович Аверьянов – доктор биологических наук, профессор Российской академии наук, заведующий Лабораторией териологии Зоологического института РАН, специалист по палеонтологии позвоночных животных мезозоя и раннего кайнозоя.

Вообще, я не знал, что эти позвонки были найдены в 1997 году. Мой коллега Николай Зверьков занимался ревизией всех находок морских ящеров юрских отложений Подмосковья. Он изучал коллекцию, в которой находились эти два позвонка, и сначала подумал, что это позвонки плиозавра, одной из морских рептилий – даже включил их в научных обзор. Позже у Николая появились сомнения и в прошлом году он прислал мне фотографии этих позвонков. Тогда стало понятно, что они не имеют никакого отношения к морским рептилиям, и перед нами остатки динозавра, что довольно удивительно, потому что такие находки в морских отложениях – достаточно редкое явление, хотя иногда и попадаются палеонтологам.

Это была его инициатива?

Да, Николай решил со мной посоветоваться, поскольку я занимаюсь динозаврами. Он в качестве консультанта выбрал меня, послал мне эти фотографии.

Александр Олегович, сколько лет остаткам динозавра?

Батский возраст имеет местонахождение в москворецкой свите – внизу разреза в карьере. Позвонки найдены в этом же карьере, но в более высоких отложениях подосинковской свиты – они чуть более молодые и датируются келловейским ярусом (примерно 165 миллионов лет). Этим возрастом следует датировать позвонки.

У вас общие подходы к изучению таких находок?

У нас немного разное образование – Николай учился на кафедре палеонтологии на геологическом факультете МГУ, а я закончил кафедру зоологии позвоночных на биологическом факультете. Но подходы к исследованию у нас одинаковые – так исторически сложилось, что кафедра палеонтологии находится на геологическом факультете, но, если у ученого есть желание, можно изучить необходимые курсы по биологии.

Вообще, палеонтология – это, конечно, биологическая наука о животных, которые уже давно вымерли. Однако нюансы заключаются в том, что ископаемые остатки находят в горных отложениях, поэтому ученому необходимо знать геологию в каком-то объеме.

Палеонтологи, которые обучались на геологическом факультете, конечно, намного лучше знают геологию, поэтому им проще работать в полях, они лучше понимают специфику отложений.

Меня же, например, интересует морфология, эволюция этих животных. Если в экспедиции есть грамотный геолог или палеонтолог с геологическим образованием – этого бывает достаточно для качественного исследования.

Вы сталкивались с какими-то трудностями при изучении остатков динозавра?

Вся работа протекала недолго – я составил описание, потом мы сделали филогенетический анализ – это уже более длительная процедура. Дело в том, что завроподов известно уже несколько сотен родов, и всегда очень сложно проводить исследование по такому фрагментарному материалу.

Однако есть положительный момент – у завроподов есть специфические хвостовые позвонки, у них много различных морфологических признаков, поэтому их можно беспроблемно определять при тщательном анализе. Этим они отличаются от многих других ископаемых позвоночных, в том числе, от морских рептилий, у которых более-менее одинаково устроен хвостовой отдел.

Также ученые используют специальный метод – филогенетический анализ. Его суть заключается в том, что сравниваются несколько сотен, а иногда даже тысяч признаков у разных животных – существуют специальные матрицы. Наша задача была следующей – взять несколько матриц и закодировать находку по разным матрицам, а затем осуществить филогенетический анализ, что мы и сделали.

Все анализы показали, что позвонки попадают в группу Diplodocoidea. Отметим, что завроподы возникли в ранней юре (прим.: юрский период) – где-то в средней юре произошло деление на две большие группы – Diplodocoidea, которые жили преимущественно в Северной Америке, в Африке и вымерли в начале мелового периода. Существовала также большая группа Macronaria, которые, видимо, возникли в Азии и просуществовали до конца мелового периода. Одна из основных проблем была – определить, когда произошло разделение завропод на эти две большие группы. Эта находка подтверждает, что Diplodocoidea возникли, скорее всего, в Азии.

До нашей находки была еще одна – в Китае нашли почти полный скелет диплодокоида. Вторая же находка подтверждает, что эта группа появилась в Азии, но потом Diplodocoidea, распространились в Европу, Африку, Северную и Южную Америку. В Азии они не получили большого развития, и остаются неизвестны после этого времени.

Как вы оцениваете значимость этого открытия для палеонтологии?

Это очень редкая находка. Как я уже говорил, ученые нечасто находят динозавров в морских отложениях. Тем более, для России – это уникальный случай. Юрские отложения в Подмосковье и Европейской части России, на данный момент, очень хорошо изучены – там работало большое количество геологов, палеонтологов, любителей, которые каждый год занимаются этими исследованиями уже больше сотни лет. Конечно, эти остатки – первая находка за 150 лет исследований ученых.

Вы сейчас работаете над исследованием, которое также связано с динозаврами?

Да, есть много другой работы. Сейчас мы изучаем материалы из Сибири. Недавно было несколько экспедиций в Якутию – ученые нашли одно крупное местонахождение раннемеловых динозавров, стегозавров, других динозавров, которые жили в высоких широтах, почти в полярных областях – это очень интересное местонахождение для исследователей. Соответственно, несколько работ уже запланировано в этом направлении.

Статья А. Аверьянова и Н. Зверькова - Публикация: Averianov A.O., Zverkov N.G. New diplodocoid sauropod dinosaur material from the Middle Jurassic of European Russia // Acta Palaeontologica Polonica. Online 13 May 2020. doi: https://doi.org/10.4202/app.00724.2020

Фото и рисунки предоставлены А. Аверьяновым и Н. Зверьковым.

Источник фото на странице: Adam Mathieu on Unsplash