Новое исследование, проведенное под руководством Эксетерского университета и опубликованное в журнале Royal Society Open Biology, выявило ключевую роль, которую белок Contactin-4 (кодируемый геном CNTN4) играет в формировании нейронов.

Исследователи начали изучать CNTN4, поскольку было известно, что он имеет большое значение в развитии аутизма, но его функции были недостаточно хорошо изучены. Команда исследовала, как CNTN4 работает в мозге, в частности его взаимодействие с белками, участвующими в нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера.

Впервые исследователи изучили мышей, у которых был отключен ген CNTN4 в коре головного мозга – области, отвечающей за ключевые функции, включая память, мышление и логику. Было обнаружено, что в таком случае нейроны развиваются по-другому.

Ученые впервые продемонстрировали на человеческих клетках взаимодействие между генами CNTN4 и APP, геном, тесно связанным с болезнью Альцгеймера, выявив связь, которая необходима для развития мозга, в частности для здорового роста нейронов. Обнаружено, что CNTN4 не только способствует удлинению нейронов в лобной части коры головного мозга, но и регулирует экспрессию CNTN4 через связь с APP.

Используя исследования в генетически модифицированных клетках человека, команда также обнаружила, что если отключить CNTN4, то уровень APP снижается, но не до нуля. Ученые полагают, что APP может компенсировать потерю CNTN4, и наоборот.

Ведущий автор исследования, доктор Розмари Бэмфорд из Медицинской школы Эксетерского университета, сказала: «Было весьма примечательно обнаружить, что CNTN4, ген, связанный с процессами развития, также играет роль в модуляции факторов, вовлеченных в болезнь Альцгеймера. Это пересечение путей развития и нейродегенеративных процессов дает новые захватывающие знания о более широком значении этих белков».

«Наши следующие шаги связаны с выяснением того, как взаимодействие CNTN4 и APP влияет на нейронную активность. Понимание этого крайне важно, поскольку оно представляет собой фундаментальный шаг на пути к всестороннему пониманию нейроразвития и нейродегенеративных заболеваний», – заключили ученые.