«Теория всего»

Топ-10 самых известных грибов

Целый мир, почти 1,5 миллиона видов! Вот десятка самых популярных.

Грибы произрастают по всей земле, присутствуют во всех биологических нишах – на суше, в воде и в воздухе. Биологическое и экологическое разнообразие грибов невообразимо: предполагают что сегодня существует около полутора миллионов видов грибов. Из этого сонма мы выбрали десять – самых вкусных и самых известных.

1. Белые грибы

Белый гриб называют еще боровиком, и это понятно: он растет преимущественно в сосновых лесах. А белым гриб с  коричневой шляпкой и сероватой ножкой именуют в противопоставление менее ценным «черным» грибам и оттого, что мякоть белого не темнеет на срезе и при сушке. Писатель Владимир Солоухин называет белый гриб грибным львом или грибным орлом – короче говоря, царем грибов. И утверждает, что цена у него тоже царская: «Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много  раз дороже и мяса, и  рыбы, и самых редких фруктов,  и меда, и  орехов, и всего съестного,  пожалуй, даже дороже  черной  икры». Русская пословица соглашается: белый гриб – всем грибам полковник. Белый гриб чтят за великолепный вкус и исключительную пищевую ценность: он  –  наилучший стимулятор пищеварения. Белый гриб  варят, жарят, маринуют и сушат, причем сушеный как раз самый полезный: из него усваивается до 80% белка.

2. Подберезовики

Под березой старичок, на нем бурый колпачок. Отгадали загадку? Разумеется, это подберезовик. Этот гриб сам объявляет о месте своего обитания, и не лукавит: чаще всего он встречается под березами. Микологи различают едва не десяток видов подберезовиков: подберезовик обыкновенный и подберезовик серый, подберезовик болотный и подберезовик черный, подберезовик жестковатый, разноцветный и даже шахматный, но все эти грибы можно есть с удовольствием и пользой. Бульон из подберезовиков темноват, зато жаркое – исключительно вкусное.

3. Подосиновики

Как это ни покажется странным, среди видов подосиновика есть еловый, сосновый и дубовый красноголовики. Считают, что подосиновиком этот гриб назван не столько по месту произрастания, сколько по цвету шляпки, напоминающую окраску осиновых листьев осенью. Оранжевый бархатистый купол и мякоть, синеющая на срезе, отличают этот гриб от всех остальных членов царства. Буквально не с чем спутать!

4. Рыжики

Однажды у Чехова побывал в гостях профессор Жюль Легра. Антон Павлович угощал его рыжиками, а так как слова рыжик во французском языке нет, великий русский писатель называл грибы «les petites rouges», то есть «маленькие красные». «Маленькие красные» занимают вторую ступень грибного пьедестала почета – сразу после белых. «Рыжик – и не надо никаких слов», – уверяет Владимир Солоухин, автор книги «Третья охота». Среди видов этого насквозь рыжего со всех сторон гриба есть благородный и деликатесный. И это полностью описывает вкусовые качества всех видов рыжиков. Жареные рыжики тают во рту, соленые заставят проглотить язык. А рыжик настоящий и рыжик красный еще и вылечат: из них выделили антибиотик лактариовиолин, подавляющий  развитие разных бактерий, в числе которых возбудитель туберкулеза.

5. Лисички

Обычно червей из грибов удаляют, погружая грибы в соленую воду. Так поступают со всеми грибами, кроме лисичек: ведь лисички не бывают червивыми. В Польше их называют «курками» – «курочками, цыплятками», нашим соотечественникам ярко-рыжий грибок показался похожим на рыжую плутовку Патрикеевну. Лисичку считают исключительно ценным грибом – помимо разных прочих в них содержатся активные вещества, которые помогают избавится от глистов, улучшают зрение и полезны при заболеваниях печени. Остерегайтесь только ложных лисичек, которые еще называют говорушками оранжевыми. Отличить одну от другой можно по запаху – у говорушки он очень неприятный. Есть и другие отличия: говорушки червивеют, они ярко-оранжевого, а не желтого цвета имеют полую, а не толстую сплошную ножку и волнистые, а не ровные, как у настоящей лисички, края шляпки.

6. Грузди

Назвался груздем – полезай в кузов. А оттуда на стол – вплоть до царского и патриаршего. До нас дошло меню званого, но постного обеда у патриарха Адриана в предпоследний год XVII века: «… три пирога долгие с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные под хреном, грузди холодные с маслом, грузди гретые с соком да маслом…». Хрупкие и ломкие – на что указывает название – грузди бывают настоящими, черными, перечными, желтыми, синеющими, осиновыми и даже пергаментными. Почти все они считаются условно-съедобными, то есть годятся в засолку после удаления горечи. Соленые грузди неописуемы: плотные, сочные, с особенным ароматом. И по пищевой ценности они, как уверяют, превосходят мясо.

7. Маслята

Владимир Солоухин сравнивает масленок с одуванчиком: подобно весеннему цветку, масленок так и норовит попасться на глаза. Скользкие на ощупь, «маслянистые» грибы любят свет и молодые деревья и потому обычно растут на опушках и в новых лесопосадках. Чистить их хлопотно, зато есть приятно: масленок – один из самых вкусных грибов. Это поняли даже в дальних странах: в Мексике и на Канарских островах масленка обыкновенного выращивают на плантациях.

8. Опята

То, что мы называем опятами,  – целая группа грибов, которые относятся к тому же к разным родам и семействам. Общее название они заслужили обитанием на пнях или прочей отмершей древесине. Из этого ряда выбивается опенок луговой, но его приобщили за сходство: внешне он очень похож на другие опята. В этой компании есть даже опенок чесночный –  он издает сильный запах чеснока. А опенок зимний прямо-таки опровергает анекдот о Штирлице, который решил, что для грибов не сезон и сел в сугроб: зимние опята растут даже в зимние оттепели. Среди опят встречаются полезные и даже выращиваемые промышленно, вроде опенка летнего. Но есть и условно-съедобные, так что все опята лучше подольше варить. Но главное, не перепутать их с ложными опятами – эти несколько видов грибов рода Hypholoma и рода Psathyrella абсолютно несъедобны.

9. Шампиньоны

Писатели Петр Вайль и Александр Генис в книге «Русская кухня в изгнании» утверждают, что у грибов есть душа: у одних – коренастая, положительная, у других – кокетливая и суетливая, у иных – сморщенная или славянофильская. Без души, по мнению писателей, живут только шампиньоны, потому что их выращивают на грядке. Авторы не вполне правы: в роду шампиньонов, что по-французски значит просто гриб, встречаются и лесные братья, и даже токсичные уроды, вроде шампиньона желтокожего. Приглашения на грядку, то есть к промышленному выращиванию, удостоился только шампиньон двуспоровый и – гораздо реже – шампиньон двукольцевой. Возможно, в шампиньонах нет души, зато содержится двадцать аминокислот, включая все незаменимые для человека. А из некоторых видов шампиньонов выделяют антибиотики.

10. Трюфели

Ювенал и Плутарх считали, что трюфели образуются в результате слияния воды и минералов в тех местах, куда ударила молния. «Черный бриллиант» или «капризный принц» встречается в дубравах южной Франции и северной Италии, имеет стойкую репутацию деликатеса и стоит порой невероятно дорого – до 40 долларов за грамм. Встречаются трюфели и в России – на Черноморском побережье Кавказа. Клубневидные мясистые плодовые тела трюфелей находятся под землей, и ищут их с помощью специально обученных собак или свиней. Свинью учат искать трюфели долго: два-три года, причем находить трюфель свинья учится за пару дней. Остальное время ее отучают съедать найденный деликатес.

белый гриб грибы грузди лисички маслята опята подберезовик подосиновик рыжики трюфели шампиньоны