Общество, которое ставит равенство впереди свободы, не получит ни того, ни другого. Общество, которое ставит свободу впереди равенства, получит высокую степень того и другого.
Милтон Фридман

31 июля 1912 г. родился Милтон Фридман — самый влиятельный экономист второй половины XX века, Нобелевский лауреат, исследователь потребления, монетарной истории и теории. Его новые подходы позволили совершить революцию в денежно-кредитной политике и макроэкономке.

В течение трех десятков лет Фридман работал старшим исследователем в Гуверовском институте при Стэнфордском университете, был президентом Американской экономической ассоциации. В это время он разработал методику составления международного рейтинга экономической свободы.

В 1976 году Милтон Фридман получил Нобелевскую премию по экономике за "достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации".

Милтону Фридману принадлежит идея "вертолётных денег". Это притча, или мысленный эксперимент, Фридмана, описанный в его работе "Оптимальное количество денег" (1969 г.). Экономист сравнивал прямые выплаты государством денег гражданам с разбрасыванием купюр с вертолета. С помощью этой метафоры ученый пытался объяснить связь эмиссии с инфляцией: влияние роста денег на инфляцию, отсутствие реального эффекта денежной эмиссии. Впоследствии это перестало быть просто метафорой, и некоторые государства, например США, сегодня используют "вертолетные деньги" в качестве одного из инструментов микронациональной макрофинансовой политики. В изначальном мысленном эксперименте Милтона не было никаких указаний на то, чтобы использовать такой инструмент в реальности.

Один из главных вопросов, занимавших Фридмана: может ли существовать свобода экономическая без свободы политической? В книге "Капитализм и свобода" (1962 г.) Милтон приводит аргументы в пользу того, что без политической свободы невозможна и свобода экономическая. Экономист сравнивал свободу с "редкостным и хрупким растением". Важный вопрос, который, по мнению Фридмана, должен ставить перед собой свободный человек: "как можем мы помешать созданному нами правительству сделаться Франкенштейном и погубить ту самую свободу, которую мы поставили его охранять?".

«Милтон Фридман как гуру капитализма свободного рынка  говорил, что «государство не решает проблемы, оно само – проблема», поэтому оно должно выполнять только минимальные функции. С тех пор мы уже 40 лет живем под господством этой мантры. В своей крайней форме она требует капитализма «просачивания», при котором надо помогать богатым, потому что именно они создают богатство. А просачивание – это то, что будет дано от нашей доброй воли, поскольку мы будем богатеть, а деньги будут просачиваться вниз для «менее удачливых». Постепенно обнаружилось, что сколько-нибудь заметного просачивания не получается, что ведет к массовой бедности, массовой коммерциализации науки и образования, культуры, здравоохранения и, естественно, к углублению неравенства. С неравенством можно мириться, когда доходы растут у всех: и у бедных, и у среднего класса, и у богатых. Но, когда у вас не растут или падают  доходы, но при этом они растут только у богатых, получается совсем другая ситуация. Вы начинаете возмущаться. Это то, что происходит сегодня», — из интервью российского экономиста, доктора экономических наук, чл.-корреспондента РАН Руслана Семеновича Гринберга порталу "Научная Россия".

Труд "Капитализм и свобода" называли своей настольной книгой Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и другие политические деятели. Милтон Фридман здесь выступает за снижение роли государства в экономике, объясняет, что такое экономическая и политическая свобода. Книга и по сей день считается одной из наиболее важных экономико-политических работ XX столетия.

Милтон Фридман скончался 16 ноября 2006 года в Сан-Франциско, оставив после себя более 30 книг и свыше 400 научных и публицистических статей и других работ.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Источник фото: The Friedman Foundation for Educational Choice