Традиционно, в каждую годовщину Тунгусского феномена, в мире отмечается Международный день астероида. Сделать 30 июня праздничным днем в 2016 году предложила Генеральная Ассамблея ООН.

«Тунгусский метеорит» считается крупнейшим падением небесного тела на Землю в новейшей истории. Взрыв произошел в районе сибирской реки Подкаменная Тунгуска в 1908 году. Осколки внеземного объекта так и не были найдены, несмотря на долгие поиски и множество экспедиций. Ученые выдвигали самые разные предположения о том, почему поиски не увенчались успехом. По последним данным специалистов Института физики им Л.В. Киренского ФИЦ КНЦ СО РАН, колоссальные разрушения на Земле были вызваны не прямым попаданием астероида, а ударными волнами, создаваемыми при прохождении крупного космического тела в атмосфере.

Основываясь на результатах моделирования, исследователи показали, что тунгусский феномен был вызван железным астероидом с наиболее вероятным размером от 100 до 200 метров. Этот астероид прошел сквозь атмосферу Земли при минимальной высоте полета 10–15 километров со скоростью около 20 километров в секунду. Он продолжил свое движение по околосолнечной орбите, потеряв около половины своей начальной массы, которая могла превышать три миллиона тонн, и сохранив при этом свою целостность.

Ученые считают, что космический объект мог создать ударную волну, способную вызвать падение деревьев на территории, значительно превышающей полторы тысячи квадратных километров, и не оставить на поверхности Земли никаких следов самого исходного тела. Результаты исследований были опубликованы в цикле статей в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Чем астероид отличается метеорита? Метеорит — это любое космическое тело, которое входит в атмосферу планеты или спутника, пролетает через неё и воздействует на поверхность, оставляя после себя твердые куски материала. Астероиды — это куски космической породы диаметром от одного метра до почти тысячи километров. Крупнейшие из них могут по праву считаться карликовыми планетами (или планетоидами). Источник.

Астероиды — удивительные космические тела, кладезь сокровищ, которые очень ценятся на Земле. Так, например, 1994 году астрономами был подробно изучен по спектральным наблюдениям железно-никелевый астероид поперечником около 2 км (Астероид 1986 DA). По оценкам 2012 года, стоимость металлов, содержащихся в небесном теле, оценивалась в 87,2 триллиона доллара. Для сравнения: государственный долг США в том же году составлял 15,5 триллионов долларов.

Возможность получать полезные ресурсы с помощью астероидов вполне реальна. А помочь в этом деле способен спутник Земли. На Луне, благодаря тому, что на ее поверхность постоянно падают астероиды, содержащие кобальт, никель, железо, платину и др., ресурсы регулярно пополняются и для того, чтобы добывать их, не нужна дорогостоящая техника, а достаточно лишь бульдозера, считает доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом исследования Луны и планет Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ Владислав Шевченко:

"Для добычи лунных ресурсов не требуется дорогостоящая и сложная техника. Всё самое ценное находится практически на поверхности, поэтому для работ хватит и бульдозера. Падающие астероиды насыщают поверхностный слой Луны полезными элементами. Причем, медленные астероиды (12 км/c), а их примерно одна четверть из всех падающих на Луну, не производят разрушительного высокотемпературного эффекта, они просто размельчаются, дробятся механически, оставляя на поверхности спутника Земли всё самое ценное из своих запасов"

Поистине удивительные небесные тела — астероиды — несут в себе большой ресурсный потенциал и много загадок. Международный день астероида напоминает о том, как много удивительного мы можем найти за пределами нашей планеты, и обращает внимание на опасность, которую несет столкновение астероидов с Землей. Изучению астероидов стоит уделять самое пристальное внимание, считают ученые.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Дополнительный источник: пресс-релиз ФИЦ КНЦ СО РАН​.

Автор фото в тексте и на главной странице: Chris Henry  / Unsplash