«Теория всего»

10 фактов о выхухоли

Выхухоль - настоящий консервативный  реликт, то есть животное, жившее миллионы лет назад и не претерпевшее с той поры значительных изменений.

Гаттерия, ехидна, долгопят, целакант, мечехвост. Что объединяет этих разных представителей животного мира? Всё это консервативные  реликты – то есть животные жившие миллионы лет назад и не претерпевшие с той поры значительных изменений. В этот ряд входит и наша местная знаменитость – русская выхухоль.

1. Не всякий соотечественник твердо знает, как выглядит выхухоль, и к какому классу принадлежит: птица это, рыба ли, а может, хищный зверь. Не рыба, не птица, не хищник – выхухоль относят к отряду насекомоядных, то есть находят в ней черты, родственные кроту и ежику. К кроту выхухоль значительно ближе – биологи определяют их в одно семейство. Впрочем, многие ученые выделяют выхухолей в отдельное семейство.

2. Журнал «Вокруг света» назвал выхухоль очень точно: слепой подводник. Вся жизнь водяного крота проходит вне дневного света – ночью, под водой или под землей.

3. Не под всякой землей и не под каждой водой: выхухоли водятся на территории России в бассейнах Днепра, Волги, Дона и Урала. Не то в доисторические времена – тогда, рассказывают ученые, выхухоли водились по всей Европе не исключая Британских островов.

4. Как узнать выхухоль, если встретишь? Знакомство вряд ли доставит удовольствие: выхухоль никак не назвать красавицей. Полукилограммовый, то есть для насекомоядного крупный, зверек имеет длинный нос-хоботок, поросший волосками-вибриссами и маленькие, с булавочную головку глазки, едва видные в густой шерсти. Коническая голова практически насажена на туловище – шея за плотным сложением не видна. Хвост, напротив виден замечательно: он длиной с туловище и покрыт чешуёй.

5. Определенно хорош у выхухоли один лишь мех – из-за него она едва не исчезла с лица Земли. Волоски густого бархатистого меха устроены не так, как у остальных животных – к корню они сужаются, а к верху расширяются. Мех выхухоли – густой, бархатистый – в XIX веке ценился выше бобрового.

6. Истребляли выхухоль и ради секрета мускусных желёз – его использовали как закрепитель запаха духов.

7. Подобно родственникам-кротам, выхухоли слепы. И в точности, как родня, обожают рыть норы и траншеи. Вход в нору выхухоли всегда под водой, сама же нора располагается выше входа, под берегом. Недвижимости у выхухоли много: к одной основной норе-квартире она любит добавлять еще несколько временно посещаемых. Это ее столовые и гостиные. А  между норами выхухоль роет канавы-траншеи длиной в двадцать пять-тридцать метров – как раз на минуту ее плавания.

8. Выхухоль всеядна и необычайно прожорлива: за сутки она съедает примерно столько, сколько весит сама. Ее еда – брюхоногие моллюски, пиявки и личинки насекомых. Любимое лакомство выхухоли – свежая рыба, да только поймать ее удается редко. Дополняют рацион выхухоли, если можно так выразиться, овощи: клубни, стебли, корневища прибрежных растений.

9. Как удается охотиться слепому зверьку? Помогают замечательно развитое обоняние и осязание –  его как раз и обеспечивают волоски-вибриссы.

10. Сегодня выхухоль прочно обустроилась в Красной книге и находится под защитой государства. Но спасать надо не только зверьков, но и среду его обитания – без нее выхухоль обречена.

выхухоль