21 апреля завершился второй день Общего собрания РАН. Олег Кораблёв, заведующий отделом физики планет ИКИ РАН, член-корреспондент РАН, рассказал о проекте "ЭкзоМарс", а также о роли изучения этой планеты для понимания Земли и Солнечной системы.

Гонка за Луну была долгое время одной из обсуждаемых тем. Россия активно соперничала с США в освоении земного спутника, но с Марсом не так. По словам Олега Кораблёва, уже во время запуска американского "Викинга", усилия России были направлены не на Марс, а на Венеру, но если всё пойдёт по плану, Россия сможет достигнуть Марса к началу 2023 года.

"Комплекс приборов уже создан,  мы были готовы к запуску и в 2020 году, но произошёл перенос, тут и пандемия сыграла свою роль, некоторые испытания не удалось провести..." Но этот двухгодичный лаг удалось обернуть преимуществом - некоторые приборы будут усовершенствованы.

"Здесь, может быть, мы опять включимся в число основных игроков... Марс - это планета, куда человек может полететь, и это не абсурд, как в случае с другими планетами. Марс, как и Луна, вполне достойная цель. И если говорить о колонизации, наверное, бессмысленно, то говорить о посещении реально. С другой стороны, более ближние цели, такие как доставка грунта Марса даст очень много не только для фундаментального исследования другой планеты, а как фундаментальное исследование Солнечной системы, частью которой является Земля, потому что Марс сохранил на своей поверхности породы такого возраста, которые на Земле уже давно утрачены, потому что Земля перерабатывает свои поверхности с большой скоростью за счёт биосферы, за счёт океана, за счёт тектоники плит. Степень переработки очень высокая. На Марсе нет этих процессов. Есть выветривание, но есть и очень старые породы. Доставка таких пород и их тщательное исследование очень важно с точки зрения понимания нашей собственной планеты и Солнечной системы в целом. Здесь большие перспективы и я надеюсь, что Россия найдёт своё достойное место", - говорит Олег Кораблёв.

Подробнее в нашем видеосюжете: