Ученые из Томского политехнического университета представили прототип лазерного монитора, позволяющего наблюдать за процессами, характеризующимися сильной засветкой, как, например, процессами, протекающими в международном экспериментальном термоядерном реакторе ИТЭР (ITER — International Thermonuclear Experimental Reactor), где возможно и будет применяться разработка российских специалистов, сообщает ТАСС.

В мониторе работают два лазера: один подсвечивает объект, а второй усиливает изображение. Прототип прибора был собран с использованием во многом комплектующих собственной разработки, а также отечественных компонентов.

Благодаря технологии появляется возможность буквально смотреть сквозь пламя, наблюдать процессы, которые обычными системами визуализировать не удается. Причем объекты могут находиться на достаточном удалении и в агрессивных условиях — к примеру, процессы в термоядерных реакторах, происходящие при получении новых материалов, и т.п. Ученые уже провели испытания прибора при исследовании процессов получения наноматериалов в Институте электрофизики УрО РАН.

В международном проекте ИТЭР по созданию экспериментального термоядерного реактора на основе токамака до сих пор нерешенным остается вопрос диагностики первой стенки дивертора (принимает потоки частиц и излучений с периферии плазменного шнура), которая находится в реакторе и скрыта сильной засветкой плазмы. По словам томских ученых, их технология дает возможность решить эту проблему. «Стоит вопрос диагностики элементов конструкции: их нужно контролировать, чтобы избежать серьезных последствий. Но там есть не только засветка, но и ионизирующее излучение и электромагнитная помеха. То есть систему с электроникой, например, видеокамеру, там не расположить. Остается единственный способ — оптическое зондирование в постоянном режиме. Мы это сможем», — поясняет научный сотрудник Института оптики атмосферы СО РАН, преподаватель ТПУ Максим Тригуб.