Ученые из Томского политехнического университета Игорь Семилетов и Наталья Шахова приняли участие в экспедиции SWERUS-С3 Стокгольмского университета (Швеция) по изучению причин возникновения ледника, многие тысячи лет назад покрывшего большую часть Северного Ледовитого океана. Исследователи нашли первые фактические доказательства «сухопутной» гипотезы образования в этом регионе планеты ледяной коры толщиной в 1 км. О результатах работы рассказывает вебсайт ТПУ.

Возможность практически полного промерзания Северного Ледовитого океана обсуждается учеными еще с конца XIX века. По результатам трехмесячной совместной шведо-российской экспедиции, проведенной в 2014 году, ученые установили, что около 140 тыс. лет тому назад в Арктике существовал ледник гигантских размеров, который начинался на территории современной Северной Америки и уходил на глубину более тысячи метров. Для сравнения: толщина дрейфующих льдов в местах наибольшего промерзания, например, в Гренландии, сейчас не превышает ста метров.

Как рассказал профессор ТПУ Игорь Семилетов, для датировки исследователи использовали современный судовой многолучевой эхолот и сейсмопрофилирование в высоком разрешении. Ученые обследовали образцы донных отложений, отобранные геологическими трубками. Исследователи обнаружили характерные борозды ледяного выпахивания на океаническом дне.

«Нами впервые были обнаружены следы оледенения — борозды выпахивания гигантскими айсбергами на глубоководном хребте Ломоносова. После опубликования этой работы можно говорить о том, что гипотеза, высказанная почти 130 лет назад сэром Вильямом Томпсоном, стала научно доказанным фактом. Впрочем, конечно, при этом останется еще много нерешенных вопросов», — сказал профессор Семилетов.

Читайте также на портале Научная Россия о том, что ледники на Земле тают сейчас так быстро, как никогда раньше.