Ученые Института физики высоких технологий (ИФВТ) Томского политехнического университета разрабатывают экологичные методы построения углеродных связей. Им удалось создать методику, позволяющую избавиться от токсичных отходов, образующихся в процессе лабораторного «производства» органических молекул. О работе рассказывает сайт ТПУ.

Исследователям удалось получить уникальные соли диазония, водорастворимые и экологически безопасные. Они позволяют использовать в стандартном технологическом процессе в качестве растворителя воду вместо токсичных веществ. Обычная вода и становится отходом в таких химических реакциях. При использовании катализаторов выделяется азот, который также не представляет никакой опасности для здоровья человека.

Вещества, создаваемые с помощью таких катализаторов, можно будет применять в синтезе лекарств, косметических средств, производстве пластмасс, мономеров для последующей полимеризации. «Конечно, органическую химию нельзя сделать полностью безопасной. Но снизить риск использования вредных растворителей в наших силах. Таким образом, мы пытаемся направить "традиционную" химию в новое русло», — пояснила инженер-исследователь ИФВТ ТПУ Марина Трусова.

Это не первая разработка томских ученых, позволяющая превращать отходы в безвредные вещества. Недавно портал Научная Россия писал о методе превращения отходов производства серной кислоты в золото.