Сибирское отделение РАН

Планета насекомых — непознанный мир энтомологии

Чем глубже человек проникает в тайны мироздания, чем отчетливее вырисовывается тесная взаимосвязь между всеми живыми существами на…

Чем глубже человек проникает в тайны мироздания, чем отчетливее вырисовывается тесная взаимосвязь  между всеми живыми существами на Земле, тем правомернее звучит вопрос: «Так ли хорошо мы знаем своих соседей по планете?»

Ольга Березина, кандидат биологических наук, ученый секретарь Института систематики и экологии и животныхПарадоксально, но самые распространенные  животные, насекомые, составляющие 80% всех живых существ, до сих пор остаются самыми неизученными. На сегодняшний день науке известно около 1 млн. видов насекомых. И это лишь вершина огромного айсберга. Общее количество неизвестных насекомых ученые оценивают в 30 млн. Эта цифра вырисовывается из процентного соотношения известных и неизвестных видов на примере простого эксперимента. Если в тропическом лесу, где сконцентрировано максимум видового разнообразия, обработать пестицидом дерево, а затем собрать всех упавших с него насекомых, то соотношение изученных и неизученных видов будет равняться 1:30. Но открыть новый вид - мало. По словам Ольги Березиной - кандидата биологических наук и ученого секретаря Института систематики и экологии животных СО РАН,  для полноценной работы необходима система. «Мы не просто открываем новые виды и описываем их - мы  определяем их положение  в системе уже описанных видов. Систематика создает элементную базу науки, строит систему живой природы. Пока мы не выявили и не определили виды, мы не можем с ними работать. В фондовую коллекцию нашего института может приехать любой исследователь и сравнить свой материал с эталонным экземпляром, чтобы понять, что это за особь».

Эталонные экземпляры хранятся здесь при особых климатических условиях, в специальных коробках, где животное размещается в соответствии с четкой иерархией. Коллекция зоологического музея Института сегодня насчитывает более 32 тысяч видов беспозвоночных животных (насекомых, хелицеровых, червей). Поскольку каждый год ученые открывают сотни новых, ранее неизвестных науке особей, экспозиция фонда постоянно пополняется. Новые вид ученые обнаруживают не только в тропиках  и труднодоступных горах, но и буквально у себя под ногами.  «Чем мельче группа животных, тем она менее изучена», - отмечает Ольга Березина. Уже много лет она занимается изучением коллембол или, как их еще называют, ногохвосток (Collembola, англ. Springtail). «Это очень маленькие почвенные беспозвоночные. Они настолько мелкие, что на небольшой полянке их будет обитать около 30 видов, а всего в мире их насчитывается порядка 10 тыс. видов. Когда я только начинала их изучать - они еще относились к насекомым. Сейчас коллембол вывели в отдельную таксономическую группу. Впервые их начал изучать еще Карл Линней в 18 веке. Но, несмотря на то, что науки они известны давно, по сути, в Евразии изучено на сегодняшний день только население коллембол Европы и европейской части России. В Сибири еще очень много белых пятен. Одна из сложностей изучения и систематизации связана с большой мозаичностью коллембол. У них небольшой радиус активности. Если особь родилась в данном месте, то уже с него не уходит. Например, в луговой степи на расстоянии в 100 метров можно найти 6-7 вариантов населения. Там, где почва влажная, будут жить влаголюбивые коллемболы, а в 10 метрах, где почва сухая и солнце лучше освещает, будут жить другие виды».

Экземпляры жуков-усачей или дровосеков (лат. Cerambycidae) — разветвленное и многочисленное (пятое по количеству видов) семейство жуков

В круг интересов ученых-систематиков входит не только классификация новых видов, но и изучение закономерностей географического распространения насекомых. Эти работы имеют большое теорети­ческое и практическое значение.  Те же коллемболы, несмотря на ничтожный размер, вносят внушительный вклад в круговорот растительного материала. Являясь сапрофагами, они питаются исключительно растительными остатками. Поедая, в числе прочего, почвенные грибы, коллемболы, поддерживают баланс между грибной и бактериальной флорой в почве. Часто в антропогенных условиях, при загрязнении тяжелыми металлами этот баланс нарушается. Почвенные грибы начинают бесконтрольно разрастаться и вырабатывать большое количество спор, являющихся сильными аллергенами для человека.

Экземпляры жужелиц (лат. Carabidae) — одного из самых больших и многочисленных семейств жуковРезультаты исследований систематиков помогают прогнозировать распространение и возможности акклиматизации,  как сельскохозяйственных вредителей, так и особей-переносчиков вирусов, опасных для человека. Эти исследование приобретают особую актуальность в условиях очень неблагоприятной эпидемиологической ситуации по клещевому энцефалиту. На территории России природные очаги клещевого энцефалита зарегистрированы от Архангельска до Удмуртии и Татарстана в европейской части России, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. В Новосибирской области только за этот эпидемический сезон зарегистрировано 14204 случаев покуса клещом. С подозрением на энцефалит и боррелиоз госпитализировано более 300 человек.

Ольга Березина - кандидата биологических наук, ученый секретарь Института систематики и экологии животных СО РАН:

«Кроме таежного клеща, который  живет в «диких» места, сейчас активно распространяется клещ Павловского, носитель не только клещевого энцефалита, но и ряда других  опасных заболеваний. Этот клещ очень хорошо приспособлен к городским биотопам - лесополосам, паркам, и  может жить в антропогенных условиях среды. Основными его прокормителями являются  птицы - голуби, воробьи, которых в городе много. Сейчас эта проблема перерастает в эпидемиологическую, потому что численность клеща Павловского составляет  90 % от количества всех иксодовых клещей.

Аналогично клещам, новые ниши занимают и другие насекомые, принося тем самым немалые неудобства людям. Так мухи и мошки продолжают завоевывать крупные города. Разрастающиеся вокруг мегаполисов свалки стали для них новым ареалом обитания. Природа не медлит с реакцией на поведение людей. Поэтому в интересах человечества, как можно лучше узнать своих «соседей» по планете, чтобы научиться сосуществовать  друг с другом в нашем общем доме.

институт систематики и экологии животных насекомые ольга березина