Ученые из НИУ НГУ, Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, а также Института геологии и минералогии СО РАН (Новосибирск) Евгений Деев и Иван Зольников обнаружили следы древних землетрясений на территории Горного Алтая. Результаты работы позволяют по-новому оценить вероятность землетрясений в регионе и учесть сейсмическую опасность при строительстве газопровода «Сила Сибири-2». Об исследовании рассказывает вебсайт НГУ.

Авторы работы занимаются палеосейсмологическими исследованиями на территории Горного Алтая и Северного Тянь-Шаня. Они находят следы древних землетрясений в этой области по характерным следам, оставленным в геологическом рельефе и отложениях. Разломные уступы, рвы, обвалы — все эти объекты могут рассказать ученым о сейсмических событиях прошлого.

Евгений Деев, один из авторов работы, рассказал, что история сейсмологических наблюдений в этом регионе невелика. Научные наблюдения систематически проводятся здесь последние полвека, а исторические материалы позволяют «проникнуть» в прошлое чуть более, чем на два столетия.

Внимание сейсмологов к Горному Алтаю возросло после сильнейшего Чуйского землетрясения 2003 года. Оно имело амплитуду от 8 до 9 баллов. Данные о древних землетрясениях имеют огромную практическую значимость. Располагая данными о прежних сейсмических событиях, ученые могут оценить вероятность их повторения в будущем, тем более что сейчас в области ведется активное строительство — возводятся туристические объекты, планируется строительство малых гидроэлектростанций и прокладка газопровода «Сила Сибири-2», который будет экспортировать природный газ из России в КНР.

Ученые проводили свои наблюдения на Яломанском грабене, на правом берегу р. Катунь. Именно здесь планируется проведение линии газопровода. Проанализировав сейсмические деформации, они пришли к выводу, что ранее в этих местах происходили толчки магнитудой не менее 5-6 баллов. Наиболее сильное же землетрясение в этой местности — по данным исследования, амплитудой не менее 8, — произошло около 10,5 тыс. лет назад. Ранее об этом не было никаких сведений.

«В районе Яломанского грабена в доисторическое время неоднократно происходили сильные землетрясения с магнитудами 5–7, при этом последнее из них имело наибольшую магнитуду. Следовательно, долина реки Катунь и окружающие ее горные хребты, характеризующиеся в настоящее время относительно малочисленными и низкомагнитудными сейсмическими событиями, обладают куда более значимым сейсмическим потенциалом», — сказал Евгений Деев. Эти данные помогут в проектировании нитки газопровода и строительстве новых объектов туристической инфраструктуры.

Читайте также на портале Научная Россия о новой разработке российских ученых —методе, позволяющем предсказывать землетрясения по состоянию атмосферы.