Научный сотрудник Института клинической и экспериментальной лимфологии СО РАН Наталья Бондаренко и ее коллеги разрабатывают средство клеточной терапии для борьбы с кожными проявлениями сахарного диабета второго типа. Первые испытания показали, что лекарство на стволовых клетках значительно ускоряет заживление кожных ран и микровоспалений. О разработке рассказывает портал Наука в Сибири.

Как известно, одним из симптомов сахарного диабета является так называемый синдром диабетической стопы — на коже ног появляются характерные изъязвления, которые заживают очень медленно и доставляют человеку массу неудобств. Новосибирские ученые решили применить для борьбы с этим недугом биологические свойства стволовых клеток.

Сначала исследователи разработали различные варианты препарата, активным компонентом которого являлись стволовые клетки: «Мы пробовали различные комбинации: брали мезенхимальные стволовые клетки [т.е. из костного мозга или жировой ткани] и вводили их либо только растворенными в физрастворе, либо вместе с их кондиционной средой [культуральная среда, обогащенная биологически активными веществами, производимая самими клетками], или же с кондиционной средой от фибробластов, полученных из кожи», — объяснила Наталья Бондаренко.

Эксперимент на грызунах показал, что мезенхимальные стволовые клетки обладают наибольшей эффективностью. Всего через неделю после введения этого состава ранки на лапах грызунов, у которых медикаментозно был вызван сахарный диабет, были менее воспалены и быстрее заживали, чем у мышей из контрольной группы. Проведенные гистологические анализы также подтвердили это наблюдение.

Среди дополнительных «бонусов» нового препарата отмечается наличие меньшего количества вызываемых им побочных эффектов, по сравнению с антибиотиками, которые часто применяются для лечения диабетических ран.

Ученые предполагают, что если брать материал самого пациента и после специальной обработки вводить в форме инъекции в воспаленные участки кожи, то это будет значительно безопаснее и эффективнее. Кроме того, применение этого метода не требует от пациента особого ухода за пораженной областью. «Хотя бы на какой-то период она закроется и, соответственно, болевой синдром не будет проявляться — все ради повышения уровня жизни пациента. В этом очевидное преимущество по сравнению со стандартной терапией», — рассказали исследователи.

Вместе с тем авторы работы отмечают, что дальнейшее ее продвижение — проведение клинических испытаний на человеке и внедрение препарата в производство — тормозит отсутствие в нашей стране закона об использовании стволовых клеток. При этом они указывают, что аналогичные технологии с успехом применяются за рубежом, и, следовательно, научная база для следующих этапов работы имеется. А пока о выгодах использования препарата можно говорить только в контексте перспектив.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что стволовые клетки могут применяться также для лечения «синдрома бабочки» — редкого кожного заболевания.