Группа ученых из Института систематики и экологии животных СО РАН и Новосибирского государственного университета описала механизмы, лежащие в основе передачи животными друг другу полезных навыков и закрепления их в популяции. Согласно выдвинутой ими гипотезе распределенного социального обучения, это становится возможным при наличии врожденной предрасположенности к совершению определенных действий. Работа опубликована в издании «Журнал общей биологии», об исследовании рассказывает сайт НГУ.

Гипотеза, предложенная авторами статьи, гласит, что социальное обучение возникает, когда у нескольких животных в популяции есть врожденные программы определенного поведения, а остальные особи выступают фрагментами этих программ. Последние, наблюдая за «передовыми» особями, легко формируют аналогичные алгоритмы действий, срабатывает их генетическая предрасположенность. Новация распространяется в популяции.

Ученые поставили эксперимент для проверки своей гипотезы. Они работали с рыжими лесными муравьями, наблюдая за их охотничьим поведением по отношению к ногохвосткам. Они сравнили поведение муравьев, выросших в естественных условиях и лаборатории. Последние, никогда не видя ногохвосток, оказавшись с ними рядом, в большинстве своем не включались в охоту, не воспринимали добычу — это говорит о том, что наследственной программы поведения у муравьев нет. Но тем не менее нашлись единичные особи и среди них, так что нельзя говорить в полной мере и о местных поведенческих традициях.

Тогда во второй серии экспериментов ученые поместили муравьев с врожденной программой охоты за ногохвостками вместе с теми из них, кто сразу никак не отреагировал на добычу. И наблюдали, что первые сразу реагировали на ногохвосток и стремились поймать их, а вторые наблюдали за охотниками и постепенно формировали и свое охотничье поведение.

Ученые считают, что гипотеза распределенного социального обучения позволяет объяснить распространение поведенческих моделей в сообществах животных более простым путем, чем с помощью культурной преемственности. Если соответствующей генетической предрасположенности нет, новация, скорее всего, останется достоянием отдельной особи и исчезнет с ее смертью.