В феврале в Journal of Parasitology опубликована статья (http://dx.doi.org/10.1645/14-609.1) исследователей Томского государственного университета Марии Орловой и Александра Жигалина, в которой впервые описаны три новых вида клещей, паразитирующих на летучих мышах.

Исследования эктопаразитов (живущих на поверхности тела животного) помогают выявлять пути сезонных миграций рукокрылых, а также установить роль летучих мышей в распространении опасных для человека инфекций. Летучие мыши долгое время оставались слабоизученной группой млекопитающих – это сложный, трудноступный для ученого объект, требующий целого ряда специальных навыков работы. И только активно развернутые в последнее десятилетие масштабные исследования летучих мышей в Сибири и на Урале сделали возможным изучение фауны и образа жизни их паразитов – еще более загадочных и своеобразных животных.

В статье, опубликованной в Journal of Parasitology, учеными ТГУ впервые описаны совершенно новые виды клещей, которые были собраны с рукокрылых Алтайского края и Новосибирской области.

- Вместе с моим мужем, доцентом Уральской государственной медицинской академии Олегом Орловым мы в 2012 году обнаружили и позднее описали два вида гамазовых клещей Macronyssus tigirecus и Macronyssus stanyukovichi (первый назван в честь места находки – Тигирецкий хребет на Северо-Западном Алтае, второй – в честь Марии Станюкович, выдающегося отечественного специалиста по паразитам летучих мышей), - говорит Мария Орлова, постдок ТГУ. - Мой соавтор Александр Жигалин описал еще один близкий вид - Macronyssus sibiricus. Все три вида постоянно паразитируют только на животных отряда рукокрылые и не представляют опасности для человека.

Мария и Александр, сотрудники лаборатории мониторинга биоразнообразия ТГУ, являются действительно уникальными специалистами по рукокрылым: в России сейчас работает чуть больше десятка экспертов-хироптерологов. Александр Жигалин занимается изучением фауны и экологии летучих мышей Сибири, а Мария Орлова исследует паразитов рукокрылых практически всей территории России, а с недавнего времени и других стран. При этом томские ученые сотрудничают с другими специалистами России, Польши, Японии и США.

- За последние годы удалось сделать ряд интересных находок, - говорит Александр Жигалин, младший научный сотрудник лаборатории. - В частности, во время исследования фауны рукокрылых Средней Сибири несколько видов летучих мышей были зарегистрированы на этой территории впервые, что позволило отодвинуть известные границы их распространения на сотни километров. Много нового удалось узнать и об образе жизни "ночных летунов".

- Кажется, что летучие мыши имеют мало отношения к человеку, однако это лишь видимость: они живут с нами в одних помещениях (хотя мы не всегда об этом знаем) и, например, постельный клоп, по мнению специалистов, изначально паразитировал именно на рукокрылых и только потом объектами его питания стали люди, - поясняет Мария Орлова, постдок ТГУ, научный сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия. - Близость этих животных к человеку требует пристального внимания и, в том числе, понимания биологии их паразитов.

Мария живет и работает в Екатеринбурге. Она исследует летучих мышей и паразитов уже более шести лет, а в последний год - в составе лаборатории мониторинга биоразнообразия под руководством профессора Нины Москвитиной.

- В Томске я нашла очень сильную териологическую группу (занимающуюся исследованиями млекопитающих). После нескольких наших совместных экспедиций я с удовольствием присоединилась к томским коллегам в качестве сотрудника лаборатории и постдока: грант на постдокторантуру в ТГУ я получила в 2015 году. Теперь вести исследования стало еще проще, за что я и мои коллеги от всего сердца благодарим администрацию Томского университета, - рассказывает Мария.

Территория Сибири пока продолжает оставаться недостаточно изученной в силу обширности и труднодоступности многих ее объектов. Особенно интересен исследователям Алтай: обитающие здесь летучие мыши принадлежат трем разным комплексам, некоторые виды переместились сюда с Дальнего Востока, другие из Европы и из Средней Азии. Из-за этого здесь сформировалось и большое разнообразие паразитов. Так что скорее всего обнаруженные исследователями Томского университета новые виды – далеко не последние сюрпризы Алтая.

Для справки:

Научный журнал Journal of Parasitology - одно из самых авторитетных изданий по паразитологии. Включен в базу данных Scopus, имеет импакт-фактор 1,258. Журнал издается Американским обществом паразитологов. Страной издательства журнала является США. Основными предметными областями публикуемых статей являются экология, эволюция, динамика изменения и таксономия, паразитология.