Международная научная группа, в которую входит ученый из МГУ имени М.В. Ломоносова, выполнила сравнительный анализ инкубационного поведения разных видов куликов с широким географическим охватом благодаря использованию датчиков освещенности — геологгеров. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Российские ученые внесли свой вклад в исследование, предоставив полученные на юге Чукотки сведения о режимах насиживания в гнездах бурокрылых ржанок (Pluvialis fulva), галстучников (Charadrius hiaticula) и исландских песочников (Calidris canutus), а также сведения о гнездах, птицах под наблюдением и их поведении, в частности о реакции на приближение человека.

Геологгеры записывают в память прибора, расположенного на ноге птицы, интенсивность его освещения с периодом 5-10 минут. Таким образом были выявлены периоды непрерывного насиживания кладки яиц (когда датчик закрыт телом насиживающей птицы) и периоды активности вне гнезда (датчик преимущественно освещен).

Объединение сведений, собранных многими исследователями, позволило выполнить сравнительный анализ для широкого спектра видов и с широким географическим охватом. В исследовании использованы данные о ритмах насиживания яиц в 729 гнездах 91 популяции 32 моногамных видов куликов, у которых в насиживании участвуют оба партнера.

Продемонстрировано значительное внутривидовое и межвидовое разнообразие ритмов синхронизации поведения насиживающими партнерами. Ритмы, соответствующие суточной освещенности, свойственны в меньшей степени для высокоширотных регионов и отсутствуют у 18 видов. Обнаружилось сходство ритмов насиживания у близкородственных видов. Даже в одинаковых условиях среды, в том числе при 24-часовом режиме освещенности, синхронизация поведения партнеров намного более разнообразна, чем это ожидалось по результатам наблюдений в вольерных условиях. Из этого следует, что, скорее всего, риск гибели яиц от хищников, а не риск истощения насиживающих, не получающих корма птиц, может быть ключевым фактором, определяющим наблюдаемое разнообразие ритмов насиживания.

По словам одного из авторов исследования Павла Томковича из МГУ, работа относится к категории фундаментальных исследований. «Она посвящена тому, как организован мир, в котором мы живем, рядом с растениями и животными, и посвящена изучению природных закономерностей», — сказал он.

Тем не менее, для орнитологов исследование имеет и практическую ценность. «Становится понятнее, как птицы реагируют на те или иные факторы среды: световой режим, приливно-отливные явления по берегам морей, где кулики кормятся, температурные условия. А также понятнее, почему находить гнезда одних видов легко, а других — крайне сложно», — пояснил Томкович.

Межвидовое разнообразие поведения птиц во время насиживания: с криптическим (скрытным) поведением (слева), и без такового (справа). Источник: Павел Томкович