Генетические ресурсы на службе человечества

26 октября состоялась научная сессия общего собрания Российской академии наук, объединившая специалистов из разных областей науки. На повестке дня: одна из самых актуальных проблем - тема генетических ресурсов как важнейшая стратегическая задача современной России. Что уже было сделано в направлении развития сельского хозяйства и какие задачи стоят перед наукой в решении вопросов продовольственной безопасности страны - этому были посвящены доклады академиков.

Сбор генетических ресурсов - растений, животных и микроорганизмов - в России ведется на протяжении уже не одной сотни лет. Вернемся, к примеру, на три столетия назад - когда Петр I из Голландии послал графу Шереметеву мешок картофеля со строгим приказом разводить его в России. Действительно ли получил граф эту царскую посылку, мы не знаем, но о том, что экзотический овощ полюбился и прижился, известно наверняка. А вот пример, который не подвергается сомнению: в начале XX века ученый -генетик, биолог Н. И. Вавилов сформулировал стратегию сохранения генетических ресурсов растений и сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, на который опирается современная геномика.

Российская наука продолжает идти путем, направление которому задал российский и советский ученый: к примеру, исследователи Отделения сельскохозяйственных наук РАН организуют ежегодно около 20 экспедиций по сбору генетических ресурсом. Однако тема генресурсов требует еще более  пристального внимания - и потому была вынесена на Общее собрание.

- Мы объединили три академии (речь идет о реформе РАН 2013 года - прим. Научная Россия), - объясняет президент РАН Владимир Фортов. - Поэтому мы и стараемся выносить такую тему, которая интересна всем. Но с акцентом: скажем, были темы Севера и медицины. Сейчас - сельское хозяйство. Это очень важные приоритеты. Вы люди молодые, вы не застали ситуации, когда в магазинах было пусто. Это сейчас все переполнено. Если будем производить свои продукты высокого качества - сможем справиться с импортозамещением. Это все очень естественно. В своей вступительной речи президент Академии наук подчеркнул огромный природный потенциал России: 9% мировой продуктивной пашни, более 50% мировых черноземов, 20% пресной воды, производство почти 9% мирового объема удобрений. Кроме того, согласно статистике, на каждого жителя России приходится примерно 1,5 га сельскохозяйственных угодий, и примерно половина из них – пашня. Этот показатель получается кратно выше, чем в среднем на одного жителя в мире.

При наличии таких ресурсов есть возможность привлекать фундаментальную науку и новые технологи к решению не только программы минимум: накормить свое население, - но и максимум: занять существенный сегмент мирового продовольственного рынка. Что уже было сделано в этом направлении? Благодаря усилиям ученых селекционеров некоторые южные культуры - такие, как кукуруза, соя, перец - смогли продвинуться в северные регионы. Кроме того, были освоены новые селекционные формы в скотоводстве, птицеводстве и были усовершенствованы традиционные породы, что позволяет создать конкуренцию импортной мясной продукции на российском рынке.

Разумеется, для решения такой объемной стратегической задачи, как исследование, усовершенствование и использование генетических ресурсов страны, недостаточно усилий лишь фундаментальной науки - она должна идти рука об руку с прикладной наукой. Есть и еще один немаловажный фактор успеха в достижении цели - а именно человеческий фактор. Это касается в первую очередь внедрения новых технологий. Как отметил академик Виктор Тутельян, затрагивая тему обеспечения безопасности ГМО для производства пищевых продуктов, общество должно быть подготовлено к нововведению. «Мы не должны наступать на те же грабли в третий раз», - подчеркнул ученый, имея в виду отечественный опыт. В 1948 г. генетика была признана лженаукой, в промышленной биотехнологии в 1994 г. увидели опасность, и сейчас, в 2016 г. генно-модифицированные организмы воспринимаются не иначе, как риски. Однако, возможно именно за этим риском будущее.

Также академики видят будущее и за молодежью - и потому незамедлительно взяли курс на омоложение состава Академии наук: для членов-корреспондентов половина вакансий выделена для ученых возрастом до 51 года, а 30 процентов вакансий академиков – для возраста до 61 года. Вице-президент РАН Геннадий Романенко так оценивает это решение:

- Я всегда придерживаюсь старой-старой пословицы: если только старики - это трагедия, если только молодежь - это комедия. Все должно быть смешано: пожилые и молодые. Еще в царские времени на Камчатке пытались завести пчел, чтобы был мед местный. Ничего не получалось. Приехала молодая семья - два аспиранта, кандидаты наук. Они занимались в том числе и прикладной наукой. И вот у них получилось - так что сейчас на Камчатке есть свой товарный мед.

Выборы новых членов РАН состоятся 27 октября. О том, кто именно займет выделенные вакансии, станет известно уже в эту пятницу. Так выведенный на новый уровень трудовой потенциал научного сообщества страны сможет привнести свежие идеи в решение вопроса о грамотном использовании богатого ее природного потенциала.

Комментарии участников общего собрания:

Список сюжетов:

1 канал: сюжет «Научно-техническая деятельность должна стать движущей силой экономики и обеспечить развитие страны»  http://www.1tv.ru/news/2016/10/26/312769-nauchno_tehnicheskaya_deyatelnost_dolzhna_stat_dvizhuschey_siloy_ekonomiki_i_obespechit_razvitie_strany

5 канал: сюжет  «В Российской академии наук выбирают новых академиков»  http://www.5-tv.ru/news/111697/