Конференция состоялась в школе № 2030 и была организована Департаментом образования г. Москвы при поддержке НИЦ "Курчатовский институт" в рамках мероприятий городского проекта "Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования".

В ней приняли участие руководители НИЦ "Курчатовский институт", образовательных организаций – участниц Курчатовского проекта, Департамента образования Москвы, а также учителя и школьники. На конференции были представлены исследовательские работы школьников с использованием современного учебного оборудования, методические разработки уроков и мастер-классы для педагогов по работе с оборудованием Курчатовского проекта.

Выступая на открытии конференции, президент НИЦ "Курчатовский институт" М.В. Ковальчук напомнил, что этот проект был запущен пять лет назад, совместно с Департаментом образования и школой № 2030. 

"Сегодня он набрал обороты и превратился в мощную силу: в него вовлечены сотни детей, учителей, - отметил он. - Главная задача Курчатовского проекта – сформировать у школьников и преподавателей принципиально новое - конвергентное – мышление. Сегодня пришло время создавать новую науку, которая будет интегрировать ряд дисциплин уже на уровне начальных знаний. Конечная цель – формирование базы для создания природоподобных технологий и принципиально нового технологического уклада на их основе. В XXI веке только те страны, которые это поймут и смогут это сделать, будут интеллектуальной и экономической элитой мира. Наша страна одна из первых делает шаги в этом направлении".  

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы И.И. Калина выразил благодарность руководству НИЦ "Курчатовский институт" за сотрудничество в реализации Курчатовского проекта. 

В школе № 2030 на протяжении нескольких лет НИЦ "Курчатовский институт" проводил большую методическую работу с учителями,  объясняя идеологию междисциплинарного образования. 37 школ – участниц Курчатовского проекта за прошедшие годы были оснащены серьезным исследовательским оборудованием, а в школе № 2030 есть даже нанотехнологическая лаборатория и лаборатория робототехники.

По словам директора школы № 2030 Н.П. Рябковой, Курчатовский проект сегодня вышел за рамки 37 школ и внедряется в другие образовательные учреждения Москвы. 

Главный результат Курчатовского проекта – это, конечно, исследовательские работы учащихся, которые были представлены на конференции в четырех секциях: "Идея", "Метод", "Среда", "Стендовые доклады". Участники рассказали о своих первых научных работах, ответили на многочисленные вопросы. Дипломы победителям Курчатовского проекта вручили М.В. Ковальчук и заместитель руководителя Департамента образования Т.В. Васильева.

М.В. Ковальчук активно интересовался проектами школьников во время стендовой сессии, они увлеченно рассказывали о своих исследованиях. 

Алена Попова, ученица 10 "Б" класса школы № 1874:

- Работа "Микроклимат нашей школы", которую мы сделали с Сурковой Александрой и Песоцкой Анастасией, посвящена изучению физического и психологического воздействия микроклимата на человека. Нашей целью было узнать, что такое микроклимат и что на него влияет. Мы произвели измерения с помощью специального оборудования: температуры, влажности, содержания углекислого газа и кислорода в школьных помещениях. Затем сопоставили полученные данные с нормами СанПиН. Выяснили, что не все результаты измерений соответствуют санитарным нормам. В итоге мы составили памятку, в которой дали рекомендации ученикам и педагогическому составу по поддержанию  благоприятного микроклимата в школьных помещениях.

Алексей Волобуев, ученик 10 "Б" класса ГБОУ "Лицей № 1568":

- Мой проект называется "Неорганические красители на основе оксидной системы CoO – ZnO". Суть работы в том, что я разными способами синтезирую популярный в изобразительном искусстве краситель "ринманова зелень", сравниваю эти методы, а также изучаю свойства полученных красителей. Результатом моей работы стало то, что я нашел наиболее оптимальный метод синтеза "ринмановой зелени", а также установил зависимость цвета красителя от доли замещения в составе. Меняя долю замещения, можно варьировать цвет данного красителя и применять его разные оттенки в изобразительном искусстве.

Я считаю, что Курчатовский проект - очень благородное дело и хорошая помощь таким ученикам как я, которым интересно проводить исследования и которые стремятся к чему-то большему.

Ренат Азибаев, ученик 10 "Б" класса ГБОУ "Лицей № 1568":

- Мой проект посвящен синтезу рубина, который используется в разных областях: например, благодаря своей химической инертности - в изготовлении химической лабораторной посуды. Так как рубин слабо расширяется при нагревании, им также можно покрывать сопла двигателей. Моя работа заключалась в том, чтобы получить порошкообразный рубин различными методами: твердофазного спекания и гидрокарбонатного соосаждения. 

Сначала мы получили прекурсоры, затем - порошкообразный рубин различной степени замещения. Мы узнали, что при твердофазном спекании выход продукта гораздо больше, но цвет твердого раствора говорит о том, что реакция прошла не до конца, и температуры 1100 °C, которую дает муфельная печь, не хватает. Следовательно, оптимальным методом получения рубина при данной температуре можно считать метод гидрокарбонатного осаждения.

Участие в Курчатовском проекте дало мне новые знания: я освоил методы получения рубинов, методы гомогенизации. Также научился работать с различными приборами: муфельной печью, нагревателями.

Георгий Белокопытов, Максим Костыря, ученики 10 "А" класса школы № 879:

- Георгий: Мы исследовали наночастицы серебра, получали их путем восстановления ионов серебра с помощью глюкозы, аскорбиновой кислоты, таннина, формалина. Изучали их оптические, электрические свойства. Работа очень актуальна сегодня, потому что биомаркеры на основе наночастиц серебра используются для распознавания раковых клеток.

- Максим: Мы установили, что эффективными восстановителями являются раствор таннина и глюкозы. С помощью спектрофотометра и эффекта Тиндаля доказали, что раствор коллоидный и что в нем находятся наночастицы серебра. 

- Георгий: В будущем мы хотим расширить проект, задействовать биологию и посмотреть, как наночастицы серебра влияют на бактерии. У нас в школе есть такая возможность благодаря Курчатовскому проекту. Он помогает школьникам создавать научные проекты, это очень интересно! 

- Максим: У нас появилось много дисциплин, которые были объединены в большие комплексы. Мне очень понравилась эта идея конвергенции – она увлекает и захватывает!