В Курчатовском институте состоялось Совещание российских пользователей источников синхротронного и нейтронного излучений, главной темой которого стало создание (а если точнее – возрождение существовавшей ранее в СССР) Национальной ассоциации пользователей источников синхротронного излучения. В форуме приняли участие ученые из России и из крупнейших международных исследовательских центров — Европейского центра синхротронного излучения (ESRF), Германского электронного синхротрона (DESY), Германского синхротрона BESSY II.

На открытии Совещания выступил директор НИЦ «Курчатовский институт» М.В. Ковальчук. Он подчеркнул, что сегодня российская наука стала частью мирового ландшафта. «Нет национальной науки, наука интернациональна, но есть национальные интересы. Мы будем стоять на их страже, при этом активно развивая международное сотрудничество, — сказал он. — Создание российской Ассоциации пользователей источников синхротронного излучения и нейтронов позволит более эффективно организовать работу ученых в России, а также — координировать взаимодействие с международными синхротронными центрами. Поэтому присутствие представительной делегации из ESRF на этом мероприятии является важным свидетельством того, что научное международное сотрудничество продолжает развиваться».

Синхротронное излучение — это электромагнитное излучение релятивистских заряженных частиц в магнитном поле. Поскольку излучение релятивистских электронов в магнитном поле впервые наблюдалось в синхротроне, то его стали называть синхротронным.

Синхротронное излучение, наряду с рентгеновским, — это универсальный инструмент физических исследований с широким спектром применения. Однако оно обладает рядом преимуществ перед лучами, открытыми Вильгельмом Рентгеном — непрерывным спектром, от инфракрасной области до жесткого рентгеновского излучения, огромной яркостью, превосходящей на многие порядки лабораторные источники рентгеновского излучения, высокой степенью коллимации и поляризации.

Оно, в частности, дает уникальные возможности исследования структуры вещества. Например оно позволяет проводить высокоточные и высокоскоростные рентгеноструктурные и рентгеноспектральные измерения, что, что, в свою очередь, позволяет не только исследовать структуру молекул, но и наблюдать динамику процессов образования и изменения конформации молекул и кластеров, и даже процессы разрыва и образования химических связей.

Высокая интенсивность синхротронного излучения позволяет уменьшить размеры исследуемых объемов вещества до субмикронных размеров (менее 100 нм), благодаря чему становится возможно изучать свойства сложнейших наноструктур. Особую актуальность в последнее время получили задачи, связанные с нано- и биотехнологиями, структурной диагностикой сверхвысокого разрешения, материаловедением, новыми методами медицинской диагностики, микромеханикой, высокочувствительным химическим анализом и т.д.

Первый в России и СНГ специализированный источник синхротронного излучения появился в Курчатовском институте в 1999 г. По своим техническим параметрам он является источником второго поколения и не уступает зарубежным аналогам. Этот источник, являющийся сложным инженерно-техническим комплексом, состоит из линейного ускорителя электронов на энергию 80 МэВ (форинжектора), промежуточного электронного накопителя «Сибирь-1» на энергию 450 МэВ (источника синхротронного излучения в области вакуумного ультрафиолета) и большого накопителя «Сибирь-2» на энергию 2,5 ГэВ (источника синхротронного излучения в рентгеновской области).

Для исследователей во всем мире существует проблема, связанная с тем, что далеко не каждая лаборатория может себе позволить купить для работы отдельный синхротрон. Поэтому есть сложившаяся практика создания центров коллективного пользования при источниках синхротронного излучения. Одним из таких крупнейших и известнейших в мире международных исследовательских центров является Европейский центр синхротронного излучения (ESRF).

С речью выступил гость форума, Генеральный директор ESRF Франческо Сетте. «Европейский центр синхротронного излучения изначально создавался как интернациональная лаборатория, — сказал он. — Сегодня в ESRF работают совместно ведущие специалисты из разных стран и вместе они достигают новых научных результатов. ESRF более 20 лет сотрудничает с российскими учеными, а в последние годы мы получаем большую поддержку от НИЦ “Курчатовский институт”, а также от Института кристаллографии им. А.В. Шубникова РАН. От всех научных сотрудников Европейского центра синхротронного излучения и от себя лично я выражаю огромную благодарность профессору Ковальчуку за содействие в укреплении международного сотрудничества. Только работая вместе, мы сможем добиться существенных успехов в науке. Сегодняшний форум — один из шагов, предпринятых для развития международного сотрудничества, которое, я уверен, будет крепнуть».

В ходе двухдневного совещания обсуждался широкий спектр тем, связанных с исследовательскими возможностями источников синхротронного и нейтронного излучения для российских исследователей, в первую очередь на базе Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований. Профессор Ф. Сетте представил обзор исследовательских возможностей Европейского источника синхротронного излучения, рассказал о перспективах его модернизации. Возможности этого синхротрона позволяют ученым и инженерам проводить исследования в области нано- и биотехнологий, нанодиагностики и наноматериалов. Сегодня развивается применение его возможностей в промышленности, особенно в фармацевтической области, нефтехимии и микроэлектроники.

Состоялась торжественная церемония присвоения звания Почетного доктора (Doctor Honoris Causa) НИЦ «Курчатовский институт» генеральному директору ESRF Франческо Сетте и директору Центра фотохимии РАН академику Михаилу Владимировичу Алфимову.

Академик Михаил Владимирович Алфимов является одним из основоположников российской научной отрасли органической электроники. Под его руководством в 1963 году была образована группа спектроскопии возбужденных триплетных состояний в филиале ИХФ АН СССР в Черноголовке, преобразованная в 1996 году в Центр фотохимии РАН. Михаил Алфимов был также одним из первых председателей Совета РФФИ и приложил много усилий для того, чтобы фонд превратился в мощный инструмент поддержки фундаментальной науки.

Почетным доктором НИЦ «Курчатовский институт» стал также доктор Франческо Сетте. Как было отмечено, он приложил немало усилий к тому, чтобы Россия стала государством — членом Европейского источника синхротронного излучения, благодаря чему уникальные научно-технологические возможности самого мощного в Европе синхротронного источника стали доступны российским исследователям.

Обоих почетных докторов сердечно поздравил директор НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Он отметил их огромные заслуги перед российской и мировой наукой, подчеркнул давние рабочие и дружеские связи с Курчатовским институтом. Он выразил надежду на то, что эти связи будут развиваться и создавать почву для новых научных открытий.