Кеннет Катания (Kenneth Catania) нейрофизик из Университета Вандербильта представил новое собрание замечательных анатомических данных о звездчатом кроте (aka звездорыл и зведонос) на ежегодном собрании Американской анатомической ассоциации в Чикаго.

«Звездчатый крот — поистине удивительное животное, — сказал Катания. — Очевидно, он относится к числу самых странных существ на Земле. Но когда я начал пытаться разобраться в организации мозга этого крота и его поведении — вот тогда все стало по-настоящему удивительно».

Вот некоторые необычные свойства этих животных:
Они едят быстрее, чем любое другое млекопитающее на Земле.
Звездчатые кроты могут идентифицировать и съесть пищу (насекомых, главным образом) менее чем за две десятых секунды, а перед тем за 8 миллисекунд решают, съедобен ли этот объект. Отчасти им удается этот подвиг благодаря чрезвычайно эффективной работе их нервной системы, которая передают информацию из окружающей среды в мозг животного со скоростью, приближающейся к физиологическому пределу нейронов. Также небесполезно, что ...
... Их звезда — самый чувствительный известный тактильный орган среди млекопитающих.
Этот звездный орган на носу содержит более 100 000 нервных волокон, — в пять раз больше, чем количество подобных волокон в человеческой руке, — и все они упакованы в пространство меньше вашего кончика пальца. «Кожа там настолько чувствительна, что мы не смогли определить самый низкий порог активации нейронов», — сказал Катания, добавив, что изучение звезды может помочь лучше понять человеческое осязание.
С неврологической точки зрения, их тактильное чувство соответствует нашему зрению.
В центре звездного органа находится небольшая область, называемая касательной ямкой, которую крот использует для самых подробных исследований. Хотя собственно глаза крота по существу бесполезны, сенсорная ямка неврологически организована таким образом, что это поразительно похоже на организацию высокоразвитой визуальной системы. По мере того как крот перемещается по окружающей среде, он постоянно перемещает звезду, чтобы поместить фовеа на интересующие области, так же, как мы переводим наши глаза, читая слова, напечатанные на странице, например. «Эти параллели предполагают, что существуют общие стратегии, посредством которых эволюция "строит" сенсорные системы высокого разрешения, независимо от того, основаны они на зрении или на тактильном контакте», — сказал Катания.
Если вы используете подходящую краску, вы можете буквально увидеть, какие области их мозга сопоставляются с какими частями тела.
Ученые создают карты мозга человека и других животных, используя кропотливый процесс проб и ошибок, чтобы определить, какие области мозга контролируют (и получают стимулы) от различных частей тела. У звездчатых кротов можно увидеть карты мозга с соответствующими видами клеточных пятен. «Вы можете увидеть "звезду" в неокортексе крота, — сказал Катания. — Это позволяет нам делать все виды подробных измерений и нейронных записей, которые очень сложны при работе с другими видами».
Кроме того, они могут чувствовать запах под водой. А передние лапы подобны лопатам.
Звездчатые кроты похожи на ребенка с плаката об экстремальных эволюционных адаптациях. Используя свои лопатообразные передние конечности для передвижения через сырые, болотистые участки, молы часто ныряют и плавают в поисках еды. Уже наблюдалось, как звездчатые кроты пускают пузыри в воду и затем повторно вдыхают их через нос, чтобы унюхать добычу, что делает их первым известным млекопитающим, способным чувствовать запах под водой.