Международная группа исследователей под руководством Энди Биггина (Andy Biggin) из Ливерпульского университета (Великобритания) установила, что внутреннее ядро нашей планеты сформировалось от одного до полутора миллиардов лет назад в результате охлаждения железа, поступавшего из внешнего ядра. По мнению ученых, их открытие может изменить наши представления о внутренней структуре и истории Земли. В проекте принимали участие ученые из Хельсинки, Мичигана, Сан Диего, а также Китайской Академии наук. Об исследовании рассказывает портал Phys.org.

Внутреннее ядро представляет собой самый глубокую часть нашей планеты. Это ядро состоит из твердого железа, которое по своим размерам больше чем Плутон, и, в свою очередь, окружено жидким внешним ядром. Считается, что оно образовалось сравнительно недавно. В ходе научных дискуссий его возраст датировали до недавнего времени от 0,5 до 2 млрд лет.

В новом исследовании ученые проанализировали магнетизм древних слоев магмы и обнаружили, что примерно 1–1,5 млрд лет назад произошло резкое увеличение напряженности магнитного поля Земли. Такое усиление гравитации, по всей видимости, свидетельствует о появлении в этот момент твердого железного ядра в центре планеты из остывающего металла внешнего ядра.

«Появление внутреннего ядра имеет решающее значение для понимания того, как возникло магнитное поле Земли, которое действует как щит, защищающий от губительной радиации Солнца, и помогает нам в навигации», — рассказывает Энди Биггин.

Новые данные свидетельствуют о том, что ядро Земли остывает медленнее, чем считалось ранее. Это важное открытие, значимое и для других наук о Земле. Результаты работы также показывают, что диаметр внутреннего ядра в среднем увеличивается на 1 мм в год. Это важно для понимания магнитного поля нашей планеты.

Гравитационное поле Земли порождается движением жидкого железа во внешнем ядре планеты, залегающем на глубине примерно в 3 тыс. км под корой. Это движение происходит в результате передачи тепла в твердую мантию, находящуюся выше, которая простирается до самой земной коры. Ученые считают, что после того как внутренне ядро начало остывать, процесс конвекции значительно усилился, поскольку легкие, неметаллические элементы оставались в жидком внешнем ядре и сохраняли свою плавучесть в окружающей жидкости. Этот процесс продолжается и сегодня и служит основным источником энергии для генерации магнитного поля Земли.

Модель, составленная учеными из Ливерпуля, показывает, что сейчас ядро теряет тепло медленнее, чем за предыдущие 4,5 млрд лет, и этот процесс будет подпитывать магнитное поле Земли еще как минимум миллиард лет.

«В этом отношении наблюдается резкий контраст с Марсом, который имел сильное магнитное поле в начале своей истории, однако утратил его полтора миллиарда лет назад», — рассказывает профессор Биггин.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что Меркурий обзавелся собственным магнитным полем четыре миллиарда лет назад.