Специалисты из Каталонского института палеоэкологии человека и эволюции человеческого общества (IPHES) в августе произвели новые раскопки на уровне Q пещерного комплекса Абрик Романи в Каталонии и нашли там «первобытную ванную», вырытую неандертальцами примерно 60 000 лет назад. Об этом сообщается в новостном блоге института.

Предполагаемая ванна имеет размеры 40x30x10 см и вырыта, похоже, палкой. Она (ванна) расположена у скальной стены пещеры-«спальни», которую неандертальцы использовали только для отдыха. Последний факт подтверждается тем, что в этой пещере не найдено обработанных камней, следов приготовления пищи и другой хозяйственной деятельности, зато есть несколько кострищ, использовавшихся, по-видимому, для обогрева. Находящиеся рядом с ванной сталактиты несут на себе следы термических воздействий, так что, похоже, что вода в «ванной» даже подогревалась.

Вообще же в ходе августовских раскопок в Абрик Романи было найдено около 10 000 различных ископаемых артефактов, которые помогают пролить свет на разные стороны жизни неандертальцев. Например, это кости туров, лошадей и диких козлов, которые они тщательно раскалывали, чтобы добраться до костного мозга.

Раскопки велись на участке Qa, площадью 180 м2, и финансировались Департаментом культуры правительства Каталонии и мэрией близлежащего города Капелладес. В этом городе планируется построить Музей неандертальцев, в котором будут выставляться находки, сделанные в Абрик Романи — одном из самых богатых находками «неандертальских» мест. Место под будущий музей уже отведено.

Отметим, что это уже не первое интересное открытие, связанное с неандертальцами и сделанное в этом году. За последние месяцы мы узнали от археологов, например, о том, что неандертальцы делали себе украшения из когтей орламогли скрещиваться с нашими предками, Homo sapiens, на Ближнем Востоке и практиковать разделение труда по половому признаку.