Ученые из Корейского института астрономии и космических исследований (KASI), под руководством Юуна-Хюна Рю (Yoon-Hyun Ryu) обнаружили в центральной части нашей галактики Млечный путь гигантскую планету. Статью об этом, опубликованную на сайте arXiv и принятую к публикации в следующем номере журнала The Astrophysical Journal, пересказывает Yahoo! News.

Первые данные, указывающие на существование этой экзопланеты, были получены в июне сотрудниками международной коллаборации OGLE, с расположенного в Чили 1,3-метрового телескопа Warsaw. При этом использовалась методика микролинзирования, основанная на том, что планета или звезда, проходя между Землей и диском другой звезды, своей гравитацией искажает известным образом исходящий от нее световой поток. Через несколько дней аналогичные данные получил телескоп NASA Spitzer. Далее их анализом занималась команда Рю.

Планета, получившая название OGLE-2016-BLG-1190Lb, вращается с периодом три года вокруг желтого карлика класса G, в 22 тыс. световых годах от Земли. Это одна из самых далеких экзопланет, когда-либо обнаруженных астрономами. Интересно, что найдена она была в центре Млечного Пути — хаотичном скоплении звезд, где находить планеты до сих пор удавалось крайне редко.

Но самое странное в OGLE-2016-BLG-1190Lb — это ее размеры: в 13,4 раза больше Юпитера. Поэтому ученые отнесли ее к классу «субзвезд», или коричневых карликов. Масса гигантской экзопланеты находится как раз на теоретически рассчитанном пределе, после которого начинается сжигание дейтерия и небесное тело становится звездой.

«Хотя само наличие этого предела и говорит о разных механизмах формации звезд и планет, чрезвычайная близость OGLE-2016-BLG-1190Lb к этому пределу ставит вопрос о том, планета ли это вообще. Кроме того, это открытие может заставить нас пересмотреть наши взгляды на распределение планет в галактике», — пишут авторы в своей статье.

В последнее время астрономам удалось открыть несколько интереснейших экзопланет. Например, экзопланета из системы Wolf 1061, расположенной всего в 14 световых лет от нас, теоретически может иметь подходящие условия для жизни. А в атмосфере планеты Hpt-Pb-26b, близкой по размерам к Нептуну, уже обнаружены пары воды.

[Изображение: NASA/JPL-Caltech]