Ученые из Новой Зеландии определили неизвестный ранее вид рода пелагорнитид, который получил название Protodontopteryx ruthae. Эта птица считается одним из самых древних и самым мелким представителем рода. Возраст ее останков оценивается в 62 миллиона лет, сообщает пресс-служба Кентерберийского музея. Описание древней птицы дано в статье, опубликованной в журнале Papers in Palaeontology.

Пелагорнитиды – ископаемый род морских птиц с ложными зубами на верхней и нижней челюстях. Последний вид этого рода вымер примерно 2,5 миллиона лет назад, незадолго до того, как появились первые современные люди. Ископаемые останки древних птиц были обнаружены в основном в Северном полушарии, поэтому ученые считали, что род эволюционировал именно там. Однако последняя находка опровергает эту теорию.

Останки Protodontopteryx ruthae были обнаружены палеонтологом-любителем в долине реки Уайпара в Новой Зеландии. Древнюю птицу отличает от других представителей пелагорнитидов не только «место жительства», но и ее размеры: протодонптерикс был значительно меньше своих сородичей, размером с чайку. Для сравнения: размах крыльев его потомков мог превышать пять метров (у морской чайки – 1,5-1,7 метров). И широкие псевдозубы, которыми птица скорее всего ловила рыбу, отличались от зубов более поздних пелагорнитидов: у последних ложные зубы были острее.

С помощью компьютерного моделирования исследователи воссоздали строение протодонптерикса. Выяснилось, что эта птица была менее приспособлена к полетам на дальние расстояния (по сравнению со своими более поздними родственниками). Вероятно, она летала на небольшие дистанции от своего места обитания.

Рядом с ископаемыми останками протодоптерикса были также обнаружены кости гигантского пингвина Crossvallia waiparensis, рост которого достигал 1,6 метра.

[Иллюстрация: Canterbury Museum]