В Гленновском исследовательском центре NASA (США), под руководством электроинженера Фила Нойдека (Phil Neudeck) разрабатывают сверхустойчивые к экстремальным условиям чипы для исследования Венеры, рассказывает сайт журнала Science.

Испытания чипов проходят в специальной «Гленновской установке по моделированию экстремальной окружающей среды» (Glenn Extreme Environments Rig, GEER). В ней в 14-тонном контейнере из нержавеющей стали моделируется сверхвысокое давление в атмосфере из полужидкого CO2 (96,5%) и температуры до 460°C — как над поверхностью Венеры.

Устойчивые к таким условиям (в течение максимум 80 дней) кремниевые чипы конструируются по консервативной схеме и пока их удается сделать не слишком «умными». Лучший из образцов включает 175 транзисторов; для сравнения, в среднем современном компьютерном чипе их 7 миллиардов.

Фактически, на их основе пока что можно создать только очень дорогой калькулятор с крайне ограниченными возможностями. Однако для аппаратов, которым предстоит исследовать Венеру, это может быть оптимальным вариантом. К тому же, прогресс есть: за последний год сотрудники лаборатории смогли одним махом увеличить мощность чипа в 10 раз.

«Нами уже достигнут уровень сложности вычислительных устройств многих ранних космических миссий 60-х и 70-х годов, — сказал журналистам Нойдек, — С помощью этих чипов уже можно проводить научные исследования».

Речь идет о спускаемых аппаратах, которые NASA в перспективе может отправить на Венеру. Они смогут анализировать состав и характеристики венерианской атмосферы, или минералов с поверхности планеты. Проекты таких аппаратов уже предлагаются в рамках программы NASA New Frontiers.

Созданные людьми космические аппараты не садились на поверхность Венеры с 1985 года. Миссия NASA 1989 года и более поздние аналогичные проекты Европейского и Японского космических агентств заключались в исследовании верхних слоев атмосферы планеты с их густыми серными облаками.

Между тем, по многим характеристикам, Венера — самая близкая к Земле планета Солнечной системы, так что ее исследование представляет большую важность. Возможно, разрабатываемые в Гленне чипы позволят возобновить их.

Напомним, два года назад аппарат ESA «Венера-Экспресс» зафиксировал на планете вулканическую активность. Кроме того, согласно одной из реконструкций, на Венере в прошлом могли плескаться океаны из углекислого газа.